Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна

Должность:  заместитель главного редактора журнала «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики», ведущий научный сотрудник
Ученая степень:
доктор философских наук
Ученое звание:
профессор
Контакты:
Адрес: 634041, г. Томск, Комсомольский проспект, 75 ; ауд.2/12
Электронная почта: Praxema@tspu.edu.ru

НАУЧНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образование, научная деятельность:

В 1983 году окончила географический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В 1992 году в диссертационном совете философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова защитила кандидатскую диссертацию, а в 1995 году там же защитила докторскую диссертацию (на тему: "Методологические основы исследования информационных процессов").

 В 1999 году присвоено ученое звание профессора культурологии и социальной коммуникации

Область научных интересов: методология моделирования нелинейной динамики социокультурных систем. Семиотическая диагностика социокультурных трансформаций.

Руководство научными (диссертационными исследованиями):

С 1997 по 2019 год осуществляла руководство выполнением более 25 проектов, осуществляемых при поддержке Фонда Президента РФ («молодые доктора наук»), Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, а также темами РАО и темами Госзадания.

Научный консультант по подготовке докторских диссертаций:

«Методология моделирования восприятия визуальной информации» (Кухта М.С., 2004); «Hi-Tech: Динамика взаимодействий науки, общества и технологий» (Жукова Е.А., 2007); «Трансформация философских образов науки» (Куликов С.Б., 2012).

Избранные научные работы

Монографии:

Информационные процессы и реальность. – М.: Наука. Физматлит, 1998.

Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. – М.: Наука. Физматлит, 2001, (в соавторстве с М.В. Мелик-Гайказян, В.Ф. Тарасенко).

Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры. – М.: Научный мир, 2005, (научный редактор коллективной монографии, автор; соавторы: М.С. Кухта, Н.А. Лукьянова, О.Ю Максименко, Г.И. Петрова, Ю.С. Осаченко).

Аксиология моделирования образовательных систем. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008, (в соавторстве с Е.Н. Роготневой).

Меч и скальпель: семиотическая диагностика трансформаций властных взаимоотношений как культурных детерминаций основных принципов биоэтики. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013, (в соавторстве с М.С. Горбулёвой и Т.В. Мещеряковой).

Проблемы современной философии языка. – Томск: Изд-во ТГУ, 2019, (соавторы: Е.В. Борисов, В.А. Ладов, Е.А. Найман, В.А. Суровцев, Р.А. Юрьев).

 Учебные и учебно-методические издания:

Философия математики и технических наук/ под ред. Е.А.Лебедева. – М.: Академический проект, 2005 и 2015.

 Избранные статьи

1. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т.29. № 6. С. 122-128,  (соавторы: М.С. Горбулёва, Н.А. Первушина).

2. Исследовательская программа педагогической биоэтики в условиях неопределенности социальных сценариев // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 83.-90,  (соавторы: Н.А. Первушина, Л.Г. Смышляева).

3. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172-193, (соавтор: М.В. Мелик-Гайказян)

4. Диагностика моделей биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. С. 75-82.

5. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т. 1. № 4. С. 14-27.

6. Интеллектуальный салон, идея процесса и проблема измерения // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 20. № 2. С. 127-141.

7. «Событие-в-действительности» и «событие-в-реальности» // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3. С. 53-67.

8. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 84-112, (соавторы: В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, В.И. Бодякин, Д.И. Дубровский, К.К. Колин, А.Д. Урсул).

9. Методологические основания создания обобщенной модели коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 7. С. 37-42.

10. Методология моделирования структур элитного образования // Высшее образование в России. 2006. №11. С. 57-75.

 Общая информация:

Число цитирований в WoS, Scopus: 140

Количество ссылок на публикации в РИНЦ: 1708

 Индекс Хирша по РИНЦ: 20

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER