Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Новости лингвокультурологии из Вроцлава

Теплая и красочная европейская осень за окнами конференц-зала Фонда «Русско-польский институт» не помешала более чем двадцати ученым из России, Польши, Чехии и Белоруссии искать ответы на сложные и актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики, рассматривать проблемы языкового образования сквозь призму русской литературы, культуры и истории.

В начале ноября во Вроцлаве состоялась первая международная научная конференция «Парадигмальные измерения современной лингвистики: лингвокультурологическое образование» и прошел IV международный научно-практический семинар «Преподавание русского языка как иностранного: теория и практика». Организаторами мероприятий стали Томский государственный педагогический университет и Фонд «Русско-польский институт» (Польша, г. Вроцлав). Давние и успешные научно-образовательные связи историко-филологического факультета ТГПУ и Русско-польского института воплотились в амбициозном и интересном проекте, объединившем в единое пространство научной дискуссии специалистов в области теории и методики обучения РКИ и ученых, работающих в рамках лингвокультурологии, лингворегионоведения, социолингвистики и др. интегративных областей знания.

Отметим, что международный научно-практический семинар по проблемам обучения русскому языку как иностранному в прошлом году проводился в Томске центром русского языка и кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ТГПУ. Результаты работы семинара были впервые на факультете опубликованы в виде электронного сборника, получившего Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания.

В программе конференции и семинара были заявлены сообщения 20 очных участников научного форума, ещё более чем 20 ученых из России, Украины, Беларуси, Польши, Грузии и Казахстана представили свои доклады заочно. Ключевыми для многих выступлений и стендовых докладов стали термины, демонстрирующие повышенный интерес исследователей к проблемам региональной лингвистики и лингвокультурологического образования: лингвокультурология, лингводидактика, лингвострановедение, национально-культурный текст, принципы диалога культур, межкультурная коммуникация, краеведческий текст и мн. др. Кратко представим содержание лишь некоторых из прозвучавших выступлений.

Несомненный интерес слушателей вызвал доклад д.пед.наук Татьяны Фёдоровны Новиковой(Белгородский национальный исследовательский университет, Белгород, Россия) «Лингворегионоведение как направление «внешней» лингвистики и интеграционная модель исследования языка и культуры». Татьяна Федоровна рассказала об основных направлениях своих научных и методических изысканий в области лингворегионоведения, показала авторские методические пособия и учебники, посвященные различным аспектам рассмотрения данной проблемы.

Ольга Вячеславовна Орлова, доктор филологических наук, профессор нашего университета, представила результаты изучения лингвокультурного своеобразия региональной инфосферы – нового направления научных поисков коллектива кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ТГПУ. Ольга Вячеславовна рассказала о текстах томских рок-поэтов как факте региональной лингвокультуры. Активное и заинтересованное обсуждение проблем социокультурной и эстетической значимости региональной рок-культуры, последовавшее за докладом, продемонстрировало актуальность этого направления исследований. Участники конференции решили, что необходимо запланировать и провести научный семинар по данной проблематике. Отметим, что доклад магистра пед. Наук Анастасии Андреевны Морозовой и канд. филол. Наук Натальи Александровны Снигирёвой (Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы, Беларусь, г. Минск) был посвящен рассмотрению лингвокультурологических особенностей белорусской музыкальной инфосферы.

Внимание участников научного мероприятия было сосредоточено и на докладе канд. ист. наук Татьяны Александровны Гончаровой (ТГПУ, Россия, Томск) «Концепт Сибирь в вербaльном моделировании образа российских поляков в польском медиадискурсе». Татьяна Александровна гармонично интегрировала лингвокультурологические и этнологические методы исследования, применив их к оригинальному материалу –современному польскому медиадискурсу.

Полезными и познавательными оказались доклады, посвященные использованию современных информационно-образовательных технологий, например, сообщение канд. филол. наук Екатерины Игоревны Баранчеевой (НГТУ, Россия, г. Новосибирск) представляло опыт создания электронной оболочки eLang для изучения иностранных языков, а в выступлении канд. филол. наук Валентины Тадеушевны Иватович-Бабич (Минский государственный лингвистический университет, Беларусь, г. Минск) была описана роль IT- технологий в процессе преподавания русского языка как иностранного.

Некоторые доклады, заявленные в программе конференции, прозвучали на польском языке, что не снизило интереса слушателей, а наоборот, способствовало концентрации и сосредоточению их внимания на содержании выступлений, например, mgr Barbara Klimek (Uniwersytet Śląski w Katowicach) в докладе «Język i kultura w systemie edukacyjnym Bośni i Hercegowiny» очень эмоционально рассказала о социокультурных и образовательных проблемах дифференцированного лингвокультурологического обучения в школах Боснии и Герцоговины. Коллеги mgr Lenka Doležalová  (Masarykova univerzita, Czechy, Brno) и dr hab. Joanna Orzechowska (Uniwersytet Warmińsko-Mazurski, Polska, Olsztyn) учли фактор адресата и представили свои доклады на русском языке. Слушателям было важно узнать о тех проблемах обучения русскому языку как иностранному, которые неочевидны для преподавателей РКИ, являющихся носителями русского языка. Коллеги из Польши и Чехии подчеркнули в своих выступлениях безусловную значимость лингвокультурологического комментария при знакомстве иностранцев с русской литературой и культурой на уроках РКИ.

Три дня конференции запомнятся её участникам как время интересного и плодотворного научного общения, как возможность познакомиться с научной, издательской и просветительской работой Ирины Попадейкиной и Рафала Чахора, энтузиастов и ученых, создателей успешного и перспективного научно-образовательного проекта «Фонд «Русско-польский институт»». Благодаря их усилиям конференция не только была блестяще организована, но и прошла в теплой и дружественной атмосфере, что было отмечено всеми участниками форума.

Материалы докладов участников конференции уже опубликованы в электронной форме на сайте Фонда «Русско-польский институт» и в печатном виде в научном рецензируемом журнале «Yearbook of Eastern European Studies», издаваемом в Польше (номер ISSN: 2300-5424). Результаты работы международного научно-практического семинара «Преподавание русского языка как иностранного: теория и практика» также будут представлены в печатной и электронной форме на сайте Фонда «Русско-польский институт» и на сайте ТГПУ на странице центра русского языка. 

Члены оргкомитета конференции д.ф.н., проф. Ольга Вячеславовна Орлова и к.ф.н. Иннеса Игоревна Бабенко благодарят к.ист.н. Татьяну Александровну Гончарову за помощь в подготовке научного мероприятия и выражают огромную признательность за безукоризненную организацию и проведение международного научного форума канд. полит. наук Рафалу Чахору и магистру филол. наук Ирине Викторовне Попадейкиной. Надеемся, что совместными усилиями мы воплотим в жизнь ещё не один научно-образовательный и культурно-просветительский проект.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER