Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

ИТОГИ РАБОТЫ СЕКЦИИ «РУСИСТИКА И ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в рамках МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА «ПЕДАГОГИКА XXI века: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ» (22 апреля 2021)

Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в формате онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс. Языковая личность. Медиаобразование» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководитель С.М. Карпенко) приняли 88 человек, включая преподавателей ТГПУ и Сургутского педагогического университета, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ. Особенно массовым было участие в подсекции, посвященной медиалингвистике и медиаобразованию (35 человек).

В 36 докладах, прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование», были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и современной методике преподавания русского языка: медиалингвистикой, лингвокультурологией, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, стилистикой художественной литературы, коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, методикой обучения русскому языку. В работе всех 3-х подсекций активное участие принимали зрители и слушатели, которые задавали вопросы в общем чате и через микрофон, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.

В подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» прозвучали глубокие и интересные доклады аспирантов С.А. Иванченко и А.В. Шутовой, посвященные анализу идиостилевых особенностей эпистолярия М.А. Волошина и специфике поэтической картины мира О.Э. Мандельштама. Творчество М.И. Цветаевой стало объектом внимания сразу нескольких докладчиков, которые обратили внимание на языковую личность поэта (Н.В. Захарчевская), специфику восприятия поэтом образа Пушкина (доклад М.С. Гончарова), лирические циклы Цветаевой и их лингводидактический потенциал (Е.С. Татаринцева). Разным аспектам лирики А.А. Ахматовой, включая методический, и поэтическому мастерству автора были посвящены доклады Якимовой Ю.А., Агеевой А.Л., Алексеенко М.В., Логиновой А.А.

Ономастическое пространство в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» было исследовано Кукуриной Т.Н., новообразования в творчестве футуриста В. Шершеневича рассмотрено в докладе Е.К. Дементьевой, функциональный аспект цветонаименований в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» был подробно описан Т.Е. Петровой. Особенностям отражения концепта «дружба» в лирике Р. Рождественского был посвящен доклад Евграфовой К.Ю. По мнению участников, заседание подсекции прошло в доброжелательной и творческой атмосфере.

Подсекция «Медиадискурс. Языковая личность. Медиаобразование» включала доклады, посвященные актуальным проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Каждый доклад был интересен и сопровождался вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. В докладе преподавателя кафедры Сургутского педагогического университета Самарцева Вадима Юрьевича присутствующие отметили качественную проработку материала, связанного с использованием медиаресурсов в образовательном процессе. Большой интерес вызвал доклад Новиковой С.Ю., посвященный анализу медиадискурса публичной личности синкретичного типа. Анализу речевых портретов разных типов информационно-медийных языковых личностей (журналистов, политиков, ученого) были посвящены доклады Панковой Е.В., Монастыревой Ю.И., Тимошенко Н.С., Пешкичевой И.Ю. Медиадискурс публичных языковых личностей, рассмотренных в исследованиях студентов разных курсов, был исследован достаточно глубоко, с выявлением индивидуальных и типовых особенностей, жанрово-стилевой специфики.

Несколько докладов, прозвучавших на заседании, были посвящены актуальным методическим аспектам использования медиаресурсов в образовательном процессе. Культура общения в Интернете стала объектом исследования в докладе Ю.С. Зарембо. Особенности этикетного речевого жанра «комплимент» в интернет-коммуникации были рассмотрены в докладе Птушкиной И.В. Об изучении текстов публицистического стиля в школе рассказала Хомченко Ю.А. Особенностям восприятия медиатекстов обучающимися старших классов был посвящен интересный доклад М.П. Козловой. Присутствующие благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке. Аудитория активно участвовала в обсуждении каждого доклада, отмечала актуальность выбранных тем.

В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» приняли участие 23 человека – студенты, магистранты и преподаватели историко-филологического факультета. Было заслушано 12 докладов. Тематика докладов была разнообразной. Анализ концептов работа/праздность, болезнь/здоровье в лингвокультурологическом аспекте проведён в исследованиях К.А. Мирсковой и А.Д. Поповой, изучению концепта правда на уроках русского языка в рамках проектной деятельности было посвящено выступление Новиковой Е.А. В работах А.Е. Бухрот и Р.В. Исуповой рассматривалась окказиональная лексика в функциональном аспекте, методические вопросы окказионализмов освещались в докладе В.К. Ворожейкиной.

Магистрантами были подготовлены доклады, посвящённые проблеме реализации компетентностного подхода в школьном образовании – о жанровых особенностях школьного сочинения рассказала К.И. Костина, о вопросах лексикографии в школьных учебниках по русскому языку – Д.Р. Газизова, о роли произведений устного народного творчества в развитии текстовой компетенции обучающихся – Т.О. Борина.

Были подготовлены доклады на материале произведений художественной литературы – стилистические функции в рассказах А.П. Чехова анализировала В.Н. Кириченко, структурно-семантический аспект колоративной лексики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» разрабатывался О.Н. Дибровой, особенности воплощения образа автора в лирике А.А. Ахматовой изучала Н.А. Посаженникова. Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.

По итогам работы секции «Русистика и языковое образование» подготовлено 30 статей для сборника материалов Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Авторы лучших статей и докладов отмечены Дипломами и Благодарностями.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER