Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Итоги межвузовского конкурса творческих работ о русском языке и русской культуре

 

В рамках Недели русского языка, организованной кафедрой русского языка, проведён Межвузовский конкурс творческих работ «Современный русский язык и русская культура». Участники конкурса – бакалавры и магистранты ИФФ, студенты ТГАСУ – подготовили сочинения в жанре эссе, в которых размышляли о красоте, богатстве, метафоричности русского языка и его роли в духовной жизни народа, об изменениях в современном русском языке в эпоху глобализации, а также давали советы, как повысить грамотность его носителей.

По результатам конкурса определены победители:
1 место – Федосенко Т.,  342 гр. ИФФ
2 место – Килина И., 342 гр. ИФФ
3 место – Сапрыкина В., 381 гр. ИФФ

Грамотой за участие в конкурсе творческих работ  и проявленный интерес к русской речевой культуре отмечено эссе студента Томского государственного архитектурно-строительного университета Джастина Гросника.

Сертификаты участников конкурса получили студенты: Ермолина Л., 383 гр., Пугачёв Н., 383 гр., Рябкова Е., 342 гр., Митрошина П., 342 гр., Мартиросян М., 342 гр., Степанова А., 381 гр.

Приведём эссе победителей конкурса – Т. Федосенко и Д. Гросника.

Без языка и колокол нем

«Язык, слово – это почти все в
человеческой жизни».
М. М. Бахтин.

Дорогой моему сердцу, Русский язык! Обращаюсь к тебе как к другу, мудростью меня омывающему, врачующему душевные раны, отзывающемуся на любое настроение и состояние, помогающему жить.

Трудно найти что-нибудь в жизни, что было бы таким значимым для существования. Очень легко можно представить себе жизнь без компьютера и телевидения, газа или электричества, без чернил, газет и журналов. Но разве могло бы существовать человечество, если бы оно лишилось речи?! Без языка и колокол нем. Речь человека – великое чудо. Без языка, не умея говорить, ясно излагать свои мысли, невозможно чему-нибудь научиться.

Ты, конечно, не можешь знать, что я когда-то была немтырем, как и внук Симы, Колька, из повести «Прощание с Матерой» В. Распутина. Во дворе я говорила на обычном, бытовом, языке. Но в школе молчала первые два класса. Спрашивать и слышать в ответ молчание, сейчас понимаю, учителю было невыносимо.

Сказать, что во мне жил Маугли, не могу. Книги в доме были и есть. Помню, как я читала первые детские энциклопедии с интересными картинками и текстами, доступными для чтения. Но немота не проходила.

Ты, наверное, тоже не ко всякому приходишь…Смешно и грустно читать первые свои сочинения о том, как я провела летние каникулы. Путаница в мыслях, путаница в чувствах, словах. Чувства бегут вперед мыслей, мысли вперед слов. В итоге на бумаге что-то жутковатое. Прочувствованная нелепица, бессмыслица. Не сразу я смогла чувства, прекрасные и неожиданные, превратить в мысли, а мысли в слова. Но однажды в мои руки попала замечательная повесть А. Грина «Алые паруса». Стала читать. Потрясение отверзло мне уста. Слова полились. Пока не свои, заемные. Но невесть откуда взявшиеся крылья обещали полет, незнамо какой и куда.

Ты уже был рядом, Русский язык. Ты уже видел мучения по поводу поисков слов для сочинения и общения. И повел по трудной и счастливой дороге сложения слов в предложения. Подсказывал, что сначала – мысль, чувство, переживания, потом – поиски «единственного, нежели редкого, слова».

Подвел к полке в книжном магазине, где стояли словари Ожегова, Даля. Душа искала у лингвистов толкования значений слов. После общения с «компасом в книжном мире» было легко все объяснить.

Я расту духовно, я ищу словесную одежду для своих переживаний, для внутренних открытий себя и мира. Странно, но именно  через общение со словарем я стала понимать текст. Соединенные в тексте слова дарили небытовое ощущение праздника.

Ты стал моим другом, Русский язык. Я научилась говорить письменно и устно. И крепко прочувствовала: язык приходит к тому, кто начинает мыслить, начинает искать смысл сущего.

Стало удивлять, что язык учебников по русскому языку – куцый, пресный. Он явно оторван от мысли и, как мне показалось, живет вне богатой биографии самого языка, вписанного в мировое дерево языков мира. Наверное, поэтому ты отвернулся от школы.

Ты одарил открытием, что язык более точен в передаче информации, чем математическая или иная научная формула.

Занятия языком реально помогают мне понять себя и окружающий мир. Общение с языком побуждает меня заглядывать в книги, любоваться словом. Ты позволил быть на пиру у великих. Они мои живые собеседники! Познание жизни рядом с другом, чье имя Русский язык, придает моей жизни смысл, дарит редкостное ощущение свободы и полноты бытия. Твои сподвижники – писатели – учат меня быть милосердной, общественно полезной, социально активной. Не все получается, но путь обозначен, освещен тобой.

Федосенко Татьяна, ИФФ, гр. 342

 Размышления об изучении русского языка и не только

Как большинство иностранных студентов здесь, в России, я люблю русскую культуру, людей, историю и традиции.  Конечно, всякий студент сказал бы это.  Но в третий раз я живу в по-русски говорящем мире, а все ещё пытаюсь объяснить причины таких поворотов в моей судьбе и влиянии такой жизни на меня. 

После моего первого посещения России прошло время, я стал немного старше, и у меня появилась другая (и я надеюсь -  более глубокая) цель в жизни.  Сейчас я продолжаю изучать русский язык, потому что язык - это мост в отношениях с людьми.  Но это – вещь очевидная и только первый и самый поверхностный взгляд на проблему. 

Как иностранец, живущий в России, слабо говорящий и понимающий по-русски (но надеюсь, что со временем  буду это делать лучше и лучше), я часто чувствую себя как ребёнок.  Но мне 41 год, и поэтому это ещё тяжелее, потому что это стыдно и я чувствую себя неудачником. Много месяцев я чувствовал себя плохо, но не только потому,  что я не мог хорошо говорить по-русски.  Я также чувствовал себя ужасно  потому, что начал серьезно задумываться:  кто я?  Ведь я не могу адекватно выразить себя с помощью слова (например, я не могу шутить или ругаться, или говорить что-то,  что я считаю для себя обычным).  Я много раз задавал себе вопрос: как быть и как существовать, когда мой родной язык здесь не понятен, а русский для меня всё ещё -  «странный»?

Вообще, я почти всегда ожидаю от себя большего, чем могу. «Я - взрослый человек, и, значит, я должен быть лучше, чем есть».  Часто я думаю, что я должен быть умнее или более образован, или у меня должен быть дом или «настоящая работа» и т.д.  В эти моменты я чувствую себя совсем плохо -  отчаиваюсь и чувствую себя безнадёжно.

Изучение русского языка, однако, помогает  мне пересмотреть эти сомнения. В эти моменты я думаю: мне нужно принять, что я - иностранец и что я никогда не смогу говорить так же «чисто», как русский.  Иными словами:  мне нужно  принять мои ограничения. Такие ограничения очень важны,  мы должны  принимать свое человеческое несовершенство, если хотим расти, «созревать»  как личности. И, конечно, я продолжаю работать и заниматься  русским языком.  Как мой несовершенный русский не является причиной перестать изучать русский, так и мысли о том, что я не совершенный - не причина для отчаяния.

По-моему, очень важно для нас учиться у окружающих людей.  Больше того, хотя я говорю плохо и часто не понимаю  русских,  в томской католической общине принимают меня и считают своим. Дружба с россиянами больше,  чем слова, напоминает мне, что я просто человек - с талантами и изъянами - как любой другой человек. И чтобы продолжать эту дружбу,  мне хочется ещё лучше знать русский язык.

Мой опыт общения с инвалидами одного из сибирских интернатов также был очень полезен.  Когда я работаю с инвалидами, я лучше понимаю мои собственные слабости.  И, в конце концов, я нахожу эти слабости очень полезными.  Например, «благодаря» ограниченности в использовании русского  языка  я могу лучше понять общие человеческие ценности – мои и других. Дело в том, что многие из наших инвалидов тоже (но по своим причинам) не говорят  по-русски «нормально».  Поэтому, когда мы вместе, владение русским языком видится в новом свете.  Конечно, мы разговариваем, но это  общение редко зависит только от правильно произнесённых слов.  Вместо слов мы полагаемся на действия и чувства.  А самое главное, наше общение основано на желании  просто быть вместе. Без слов мы осознаем нашу общность.

Слава Богу, с каждым днём мой русский язык становится лучше и лучше.  Но это ещё очень трудно - принять себя в этом «странном» русском  языке, а эта ситуация требует глубокого самоанализа.  Удивительно, но мой «плохой» русский помог понять, что моя личность (или идентичность) не зависит от слов.  Существует что-то более глубокое внутри нас - какое-то большое духовное единство.  Прежде всего, это объединяет нас в нашей общей человечности.

Джастин Гросник (США),
ТГАСУ

Благодарим за участие в конкурсе и поздравляем победителей!

Материал предоставлен канд. филол. наук, доцентом С.М. Карпенко.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER