Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Черепанова Тамара Борисовна

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Общий стаж работы / стаж работы по специальности: 35 лет / 35 лет.

Образование:

1989 – окончание  факультета русского языка и литературы Томского государственного педагогического института, начало педагогической деятельности.
2000 – защита кандидатской диссертации «Педагогические условия подготовки старшеклассников современных общеобразовательных учреждений к практической деятельности» (научный руководитель – проф. А.Д. Копытов).
2000-2015 – работа в должности ученого секретаря и старшего научного сотрудника в Институте развития образовательных систем Российской академии образования.

2016 и по наст.время – доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета

Преподаваемые дисциплины и руководство практикой:

− направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература), 301, 302 гр., отделение заочного обучения:

Методика обучения русскому языку

− направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, профиль Русский язык как иностранный, 329М, 339М:

Особенности русского языкового менталитета

Нормативно-правовое регулирование профессиональной деятельности

Лингвистика в свете современного гуманитарного знания

Речевая культура академического и профессионального взаимодействия

Научно-исследовательская работа (учебная практика), руководитель (организационно-методические, научно-методические функции)

Производственная педагогическая практика, руководитель, работодатель (организационно-методические, учебно-методические функции)

Производственная преддипломная практика, руководитель-работодатель (учебно-методические функции)

− направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, профиль Инновационные процессы в социогуманитарном образовании, 322М:

Нормативно-правовое регулирование профессиональной деятельности

Научно-исследовательская работа (учебная практика), руководитель (учебно-методические функции)

− направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование (для магистрантов ФМФ)

Кросс-культурные коммуникации

− направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование (для магистрантов направления МСТ в предметной области)

Практикум по работе с научными текстами

‒ направление подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профиль Русский язык:

Методология научного исследования

 

Повышение квалификации:

  • Удостоверение о повышении квалификации № 649 от 27.08.2014, Развития социальных компетенций учащихся профильной школе 72ч. ФГБОУ ДПО "Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования", Санкт-Петербург;
  • Удостоверение о повышении квалификации №702404149348 от 06.12.2016, "Организационно-методические и дидактические особенности применения дистанционных технологий при реализации образовательного процесса", 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;
  • Удостоверение о повышении квалификации № 702405203713 от 26.06.2017, "Организационно-методические и дидактические особенности применения дистанционных технологий при реализации образовательного процесса", 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;
  • Удостоверение о повышении квалификации №722400002277 от 25.12.2017, "Сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза", 72 часа ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 702405761442 от 16.02.2018, "Обучение оказанию первой помощи", 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;
  • Удостоверение повышения квалификации № 702408202272от 02.11.2018 «Проектирование и реализация образовательной деятельности в области филологических дисциплин при переходе на ФГОС ВО 3++», 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;
  • Удостоверение о повышении квалификации № 702408053318 от 09.04.2019, "Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа", 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ
  • Удостоверение о повышении квалификации № 702408053968 от 10.01.2018 «Специфика применения современных образовательных технологий в области гуманитарных дисциплин в ВУЗе (русский язык и литература)», 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ
  • Удостоверение о повышении квалификации № 700800035005, рег. №19-29.260-75 72 час. (18.11.-14.12.2019), Национальный исследовательский Томский государственный университет по программе «Разработка программ непрерывного образования с учетом особенностей целевой аудитории»
  • «Контактирование языков: лингвистический, социолингвистический, психолингвистический аспекты» (Томск, ТГУ, 72 часа, 16.11-11.12.2020 г., удостоверение о ПК № 700800059091, рег№ 20-13.65-01-11.12.2020)
  • «Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования» (Москва, Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 07-30.12.2020, удостоверение о ПК №770400266464, рег.№13-20/8564 от 30.12.2020)
  • «Методика построения индивидуального образовательного маршрута в процессе реализации программ непрерывного образования» (Казанский федеральный университет, 72 часа, 07.12-19.12.2020, удостоверение о ПК № КФУ-20-068720/2020 от 19.12.2020)
  • «Формирование функциональной грамотности в процессе подготовки педагогических кадров» (18 час., 28.11-06.12.2023 г.), Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, удостоверение о повышении квалификации 230000051918 от 06.12.2022 г.
  • «Менторство и трекинг стартап-проектов» (16час, 18.11-30.11.2022 г.), Томский политехнический университет, удостоверение о повышении квалификации 70АВ № 042727 от 30.11.2022 г.

Награды:

Благодарность Губернатора Томской области за подписью Губернатора Томской области В.М. Кресса (2011);

Почетная грамота Мэра города Томска за подписью и.о. мэра И.Н. Шатурного (2007);   

Диплом выставки образовательных проектов EdCrunch за подписью директора Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ А.М. Сидоркина (Москва, 2015), 

Благодарственное письмо Оргкомитета IV Международного фестиваля-конкурса детского и молодежного литературного творчества «Устами детей говорит мир» (2016);

Благодарность Польско-русского института   (г. Вроцлав, Польша, 2016, подписано президентом правления И. Попадекиной);

Благодарственное письмо Администрации ОГБУ «Региональный центр развития образования» и Администрации МБОУ «Северский лицей»   (2017 г., подписана директором ОГБУ «РЦРО» Н.П.Лыжиной и директором МБОУ «Северский лицей» Т.В. Батраченко);

Грамота Ученого совета ТГПУ (2018 г., подписана председателем Ученого совета Обуховым В.В.);

Благодарственное письмо ректора Томского политехнического университета (2018 г., подписана ректором П.С.Чубиком);

Благодарственное письмо руководителя проекта «Тотальный диктант» директора фонда поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант» О.А. Ребковец за помощь в организации по проверке грамотности Тотальный диктант в Томской области (2019).

Участие в конкурсах:

  • Конкурс инноваций в образовании КИвО – 2015 (НИУ ВШЭ, Москва, ма1-сентябрь 2015) с образовательным проектом «Наукоград», полуфиналист;
  • Конкурс Российской академии образования «Лучшая инновационная площадка» (диплом за III место по направлению «Научно-методическое обеспечение инновационной образовательной деятельности», с образовательным проектом МБОУ Северский лицей ЗАТО Северск Томской обл., 2016);
  • Открытый конкурс перевода среди студентов языковых и неязыковых специальностей высших учебных заведений России, университетов стран ближнего и дальнего зарубежья (ноябрь-декабрь 2016 г.; http://ifiyak.sfu-kras.ru/news/item/1522-rezultatyi-otkryitogo-konkursa-perevoda).Сибирский федеральный университет, Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации Института филологии и языковой коммуникации. Категория: перевод на неродной язык (дипломы победителей: Проза: 2 место – Дун Юйцин, 3 место – Ян Линь; Поэзия: 1 место - Цзоу Лэй, 2 место – Сунь Хань, 3 место – Ли Цзин);
  • Всероссийская универсиада по русскому языку «Великий, могучий» (с Фэн Жуй, 379М; универсиада проводится Евразийской ассоциацией педагогических университетов, г.Москва, сертификат, декабрь 2018 г.)

Сфера научных интересов:  исследования в области инновационных процессов образовательной практики, проблемы развития образования и педагогической науки, особенности педагогических технологий, формирование и развитие образовательного потенциала в учреждениях общего образования; педагогика одаренности; реализация ФГОС на разных ступенях обучения, методика обучения русскому языку как родному, лингвокультурология и межкультурная коммуникация.

Гранты и проекты:

  • проект ТГУ совместно с Центром Европейского союза в Сибири «Россия и ЕС: инновации, наука, образование» (международная конференция с элементами научной школы для студентов и аспирантов, Томск, март 2014 г.; (руководитель научной школы);
  • проект «Энергия молодости» (август, 2014 г., организаторы - Фонд «Надежная смена», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», Российский национальный комитет Международного Совета по большим электрическим системам высокого напряжения (РНК СИГРЭ),Национальный исследовательский Томский политехнический университет, ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК); разработка программного пакета проекта);
  • руководитель (2013 г.) и ведущий исполнитель (2013-2015 гг.) темы Государственного задания «Теоретические модели развития образовательного потенциала учреждений общего образования» (номер государственной регистрации  01201351919);
  • реализация Федеральной   целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по проекту «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания» (ФЦПРО-2.3.-08-1)

Общее количество опубликованных работ:свыше  170.

Избранные публикации:

  1. Черепанова Т.Б. Развитие образовательного потенциала школьников в рамках предметной области «филология» (на примере использования элементов сравнительно-исторического языкознания) //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. - №10 (175) – С.133-135.
  2. Черепанова Т.Б., Копытов А.Д. К вопросу о феноменологии современного образования //Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). №1(15). 2017. С.169-172.
  3. Черепанова Т. Б. К вопросу о концепции школьного филологического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 7 (184). С. 124-127
  4. Черепанова Т. Б., Юйцин Д. Лингвометодический потенциал использования игровых технологий при изучении русского языка как иностранного (на примере изучения фразеологических единиц в китайской аудитории) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 10 (187). С. 84-87
  5. Черепанова Т.Б. Развитие образовательного потенциала обучающихся средствами профессионального обучения: инновационная модель // Yearbook of Eastern European student. – 2017. - №7. – С.30-45.
  6. Черепанова Т.Б., Хакимова Ф.С. Использование сопоставительного подхода как активного метода обучения в подготовке обучающихся при изучении русского языка как иностранного // Вестник ТГПУ, 2018. №2. С. 153-156.
  7. Черепанова Т.Б. По следам Синднея М.Лэмба: освоение языка как искусство (о создании культурно-лингвистического контекста присвоения русского языка как иностранного) //Сборник материалов II Студенческого форума Шанхайской организации сотрудничества. 6-8 июня 2017 г. – Новосибирск, 2017. – 88 с. –  С.35-38.
  8. Копытов А.Д., Черепанова Т.Б. Современное образование: формирование профессиональных компетенций или фундаментальность образования? //В книге: Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: Сборник научных трудов Отделения профессионального образования Российской академии образования / Чистякова С.Н., Подуфалов Н.Д., Геворкян Е.Н. . Москва, 2019. С. 24-28.
  9. Черепанова Т. Б., Хакимова Ф. С. О некоторых особенностях формирования коммуникативной компетенции иностранных обучающихся в процессе обучения русскому языку как иностранному //Развитие педагогического образования в России (21–26 января 2019 г.): Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием / Отв. ред. Е. В. Гребенникова. Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2019. – 388 с.  С.96-100
  10. Черепанова Т.Б. Межкультурное взаимодействие в контексте образовательного пространства // Языки и культура народов Арктики как полиэтнического региона в условиях глобализации [Электронный ресурс]: Сборник мат-лов I Международной научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 25-27.10.2018 г.). Ханты-Мансийск: Ред.-из.отд. НБ ЮГУ, 2018. 274 с. С.72-76.
  11. Черепанова Т.Б. Тренды и тенденции современной образовательной практики // Вестник Омского государственного педагогического университета: Гуманитарные исследования. Научный журнал. – 2019. - №2 (23). – Омск: Изд-о ОмГПУ, 2019. – С.139-141.
  12. Черепанова Т. Б., Копытов А. Д. Образовательная палитра современной школы (гуманистический аспект) // YEARBOOK OF EASTERN EUROPEAN STUDIES. №8. 2018/2019. С.109-123.
  13. Копытов А.Д., Черепанова Т.Б. Профессиональная мобильность: границы и интерпретации: Глава в коллективной монографии «Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении» /Авторы-сост.:Н.М. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. – 358 с. – С. 199-205.
  14. Черепанова Т. Б., Копытов А. Д. Педагогическая модерация как инновационная педагогическая технология формирования личности обучающихся // Инновационное образование: международный опыт, проблемы и решения: материалы Международной научно-практической конференции. Узбекистан, Ташкент, 2021. Ч. II. С. 17-22.
  15. Черепанова Т. Б., Копытов А. Д. К вопросу о формировании профессиональных универсалий в деятельности педагога // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 199-205.
  16. Черепанова Т. Б., Копытов А. Д. Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 1 (41). С.44-50.
  17. Черепанова Т.Б. Принципы организации дистанционного и онлайн-обучения в предметной области в условиях удаленности (на примере уроков русского языка в 5-м классе) // Сетевая идентичность личности в экосистеме цифрового образования: новые вызовы: сборник материалов международной научно-практической конференции. Элиста: Изд-во Калм.ун-та, 2022.   С.94-99.
  18. Черепанова Т.Б. Формы и методы подготовки обучающихся к исследовательской и проектной деятельности // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № 53 (38). С. 147-150.

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER