Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Курьянович Анна Владимировна

Должность: заведующая кафедрой

Ученая степень: доктор филологических наук

Ученое звание: доцент

Общий стаж работы / стаж работы по специальности: 27 лет / 27 лет

Образование:

1993 – окончание филологического факультета Томского государственного университета, начало педагогической деятельности в Томском государственном педагогическом университете.
2001 – защита кандидатской диссертации «Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М.И. Цветаевой» (научный руководитель – проф. Н.С. Болотнова).
2001-2006 – работа в Томской лаборатории судебных экспертиз в должности эксперта-лингвиста в области спорных вопросов, касающихся судебного разбирательства дел по защите чести, достоинства и деловой репутации.
2008 – присвоение ученого звания доцента по кафедре современного русского языка и стилистики.
2013 – защита докторской диссертации «Динамика жанрово-стилистических особенностей русского эпистолярного дискурса носителей элитарного типа речевой культуры (XX – начало XXI вв.)» (научный консультант – проф. Н.С. Болотнова).

 

Преподаваемые дисциплины и руководство практикой:

− направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература, 311/312, 301/302, 391/392, 381/382, 371/372, 51РЯ, 3801РЯ, 3901РЯ группы:

Основы лингво-правовой культуры в современном обществе
Спецсеминар по теории языка
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Производственная преддипломная практика
Руководство курсовой работой по дисциплине «Актуальные вопросы преподавания русского языка»
Руководство курсовой работой по дисциплине «Спецсеминар по теории языка»
Руководство выпускной квалификационной работой (бакалаврской работой)
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, профиль Русский язык как иностранный, 309М, 319М группы:

Ключевые тексты русской культуры на занятиях по русскому языку как иностранному
Производственная преддипломная практика

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Учебная практика (научно-исследовательская работа)
Руководство выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией)
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, профиль Филологическое образование, 301М, 311М группы:

Учебная практика (научно-исследовательская работа)

Руководство выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией)
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
.

направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и профессионального образования):

Научное руководство аспирантом
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно- исследовательская)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая)
Научно-исследовательская деятельность
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)  на соискание ученой степени кандидата наук
.

направление подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профиль Русский язык:

Русский язык
Научное руководство аспирантом
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно- исследовательская)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая)
Научно-исследовательская деятельность
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)  на соискание ученой степени кандидата наук

Повышение квалификации:

Удостоверение о повышении квалификации № 13.4-17-08 от 22.11.2008, Инновационные технологии и новые направления в сфере преподавания филологических наук, 72 часа, ГОУ ВПО «Томский государственный университет»;

Удостоверение о повышении квалификации № 2228 от 25.12.2009, Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗ», 72 часа, Государственная академия инновация, г. Москва;

Удостоверение о повышении квалификации № 84 от 31.10.2012, Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза, 72 часа, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»;

‒ Диплом о профессиональной переподготовке ПП-З № 039584 от 20.06.2013, по программе "Менеджмент социальной сферы, менеджер социальной сферы", 502 часа Российский государственный социальный университет, Москва;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702400287893 от 14.01.2016, Возможности современных образовательных технологий для гуманитарных дисциплин: русский язык и литература, 108 часов ФГБОУ ВПО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702403048332 от 08.02.2016, Методика проектирования и реализации учебных занятий на основе дистанционных технологий, 72 часа ФГБОУ ВПО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702408053968 от 10.01.2018 Специфика применения современных образовательных технологий в области гуманитарных дисциплин в ВУЗе (русский язык и литература), 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702405761361 от 08.02.2018, Противодействие коррупции, 40 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702405761431 от 16.02.2018, Обучение оказанию первой помощи, 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 743200002234 от 31.05.2018, Лингвистическая дискурсология, 24 часа ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет", г. Челябинск;

Удостоверение повышения квалификации № 702408202265 от 02.11.2018 Проектирование и реализация образовательной деятельности в области филологических дисциплин при переходе на ФГОС ВО 3++, 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702408053290 от 09.04.2019, Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа, 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ

Удостоверение о повышении квалификации № 770400266148 от 30.12.2020, Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования, 72 часа, ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», г. Москва.

Удостоверение о повышении квалификации № 782400055119, Инновационные и цифровые технологии в образовании, 19.08-20.09.2021, 72 часа, Санкт-Петербургский университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург.

Награды:  Благодарность Департамента образования Администрации г. Томска, ГНМЦ (2008); Почетная грамота Администрации г. Томска за подписью мэра Н.А. Николайчука (2010); Благодарственное письмо Управления образования Администрации Томского района (2016, 2017); медаль «За заслуги в области образования» (2016); грамота Совета ректоров вузов г. Томска за достижения в научной деятельности (2017); Почетная грамота мэра г. Томска И.Г. Кляйна (2017); Благодарственное письмо руководителя проекта «Тотальный диктант» директора фонда поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант» О.А. Ребковец за помощь в организации по проверке грамотности Тотальный диктант в Томской области (апрель 2019); Благодарность Администрации Томской области за подписью губернатора Томской области С.А. Жвачкина за большой вклад в развитие научных исследований, подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с Днем российской науки (февраль 2021).

Участие в конкурсах:

I Всероссийский конкурс публикаций «Университетский учебник 2017» (учредитель ООО «Ай Пи Эр Медиа»), номинация «Социально-гуманитарные науки», за книгу «Культура письменной речи: учебно-практическое пособие», диплом за III место в (в соавторстве с А.Ю. Саркисовой);

VIII Сибирский межрегиональный конкурс с международным участием (Россия, Монголия) «Университетская книга — 2019. Евразийский мир: наука, образование, культура» 20.10.2018 — 20.04.2019, г. Иркутск, Байкальский гос.ун-т – участие в конкурсе с учебно-методическим пособием «Основы лингво-правовой культуры в современной медиакоммуникации: учебно-метод. пособ.» (Томск: Изд-во ТГПУ, 2017), диплом призера в номинациях «Лучшее учебное издание по филологическим наукам», «Лучшее учебное издание по юридическим наукам», «Лучшее учебное издание по журналистике»;

IV Международный профессиональный конкурс преподавателей вузов «Учебно-методический комплекс дисциплины – 2019 (в рамках требований ФГОС)​» 16.02.2019 «Наука и образование on-line» - участие в конкурсе с учебно-методическим комплексом «Культура письменной речи. Лекции. Практикум. Хрестоматия», 3 место в номинации «Филологические науки» (в соавторстве с А.Ю. Саркисовой);

Открытый Всероссийский конкурс научно-популярных статей “Alma Mater 2018” – участие в конкурсе со статьёй «Концепт флешмоб в современной российской лингвокультуре: к вопросу формирования и специфики языкового воплощения» (Курьянович А.В., Охолина И.Е.), г. Тюмень, диплом лауреата I степени.

Сфера научных интересов: изучение эпистолярных текстов, исследования в области функциональной и коммуникативной стилистики текста, лингвоперсонологии, дискурсивного анализа, юрислингвистики, психологии речевой коммуникации, методики обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Участие в грантах: 2007 - исполнитель проекта по гранту РГНФ № 07-04-94531 г/Я «Текст и языковая личность: V Всероссийская научная конференция с международным участием»; 2012 − исполнитель проекта по гранту РГНФ № 12-04-14003 «Русская речевая культура и текст»: VΙΙ Международная конференция; 2015-2017 – исполнитель проекта по гранту РГНФ № 15-04-00216а «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия».

Защищенные под руководством А.В. Курьянович кандидатские диссертации:

Ван Синхуа «Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью» (10.02.01 ‒ Русский язык), защищена 18.03.2020 в Диссертационном совете Д 212.267.05, созданном на базе Национального исследовательского Томского государственного университета;

И.Е. Охолина «Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре» (10.02.01 Русский язык), защищена 28.12.2020 в диссертационном совете «НИ ТГУ.10.01», созданном на базе филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Членство в редколлегиях и советах: член Ученого совета ИФФ, член редколлегии «Сибирского филологического журнала», научный редактор журналов ТГПУ «Вестник ТГПУ» и «Научно-педагогическое обозрение»; член «Диссертационного совета НИ ТГУ.10.01», созданного на базе филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Общее количество опубликованных работ: свыше 180.

Избранные публикации (за последние 3 года):

  1. Курьянович А.В., Ковалевская Е.Н., Сластина Е.Ю. Создание и использование потенциала пробно-поисковых действий в ходе производственной практики студентов-филологов для формирования универсальных учебных действий обучающихся // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. − № 2 (191). − С. 157-161.

  2. Курьянович А.В. Опыт лингво-правовой характеристики конфликтной языковой личности (на примере анализа коммуникативного поведения тролля в сетевой переписке) // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. − № 2 (191). − С. 127-142.

  3. Курьянович А.В., Ван С. К вопросу об интерпретации и употреблении русской жаргонной лексики китайскими инофонами // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. − № 2 (191). − С. 80-86.

  4. Курьянович А.В. Из опыта комплексного дискурсивного описания речевых жанров. Рецензия на книгу: Портреты речевых жанров: разные дискурсивные практики: коллективная монография / Т.А. Демешкина, С.В. Волошина, Н.А. Карпова, Р.В. Рюмин, А.А. Долганина; под ред. Т.А. Демешкиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 278 с. // Сибирский филологический журнал. − 2018. − № 2. − С.277-280. − УДК 811.161 − DOI 10.17223/18137083/63/24

  5. Курьянович А.В., Стамикова Е.А. Проблема жизненных исканий лирического героя в русской и французской поэзии символизма: анализ лексических средств репрезентации // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). − № 6 (195). − 2018. − С. 44-50. − УДК 81.38/42. − DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-44-50.

  6. Курьянович А.В., Саркисова А.Ю. Культура письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. − 241 c. − Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72805.html. − ЭБС «IPRbooks»

  7. Курьянович А.В., Охолина И.Е. Концепт «флешмоб» в современной российской лингвокультуре: к вопросу формирования и специфики языкового воплощения // Сибирский филологический журнал. − 2018. − № 2. − С.243-254. – УДК 811.161.1 − DOI 10.17223/18137083/67/20

  8. Курьянович А.В., Ковалевская Е.Н., Гайворонская А.В., Дукмас А.И. Вуз – школа: содержание, формы, концептуальные аспекты взаимодействия участников сетевого образовательного проекта // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). − № 2 (199). − 2019. − С. 90-97.

  9. Курьянович А.В., Охолина И.Е. Концепт "досуг" в русской лингвокультуре: структурно-содержательные характеристики и лексические средства выражения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). − № 4 (201). − 2019. − С. 110-120.

  10. Курьянович А.В. Функциональный ресурс иронии в современном медиадискурсе (на материале переписки в социальной сети Facebook) // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (Казахстан, Нур-Султан). ‒ 2019. ‒ № 2 (127). ‒ С. 69-77.

  11. Курьянович А.В. Способы пополнения русского и китайского молодежного жаргона: когнитивные механизмы обусловленности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). ‒ 2020. ‒ Вып. 4 (210). ‒ С. 54-62. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-54-62 (в соавторстве с Ван Синхуа)

  12. Курьянович А.В. Вторичная и аутентичная картины мира в зеркале проблемы конгруэнтности // Когнитивные исследования языка / гл. ред. Н.Н. Болдырев. ‒ М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2020. ‒ № 2 (41). ‒ С. 177-181 (в соавторстве с Ван Синхуа)

  13. Wang X., Kurjanovich A.V., Koshkarova N.N. Image of Russia and the Russians in Language consciousness of Chinese youth // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. European Publ., 2020. P.816-825. Doi: 10.15405/epsbs.2020.08.95.https://www.europeanproceedings.com/proceedings/EpSBS/volumes/wut2020

  14. Курьянович А.В. К вопросу о типах вторичных языковых личностей в свете компетентностного подхода в современной лингводидактике // Научно-педагогическое обозрение. ‒ 2021. ‒ № 3 (37). ‒ С. 132-142 (в соавторстве с Ван Синхуа).

  15. Охолина И.Е., Курьянович А.В. Концепт досуг в современной русской лингвокультуре под ред. А. В. Курьянович. − Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2021. − 196 с.

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER