Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Курьянович Анна Владимировна

Должность: заведующая кафедрой

Ученая степень: доктор филологических наук

Ученое звание: доцент

Общий стаж работы / стаж работы по специальности:  30 лет / 30 лет

Образование:

1993 – окончание филологического факультета Томского государственного университета, начало педагогической деятельности в Томском государственном педагогическом университете.
2001 – защита кандидатской диссертации «Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М.И. Цветаевой» (научный руководитель – проф. Н.С. Болотнова).
2001-2006 – работа в Томской лаборатории судебных экспертиз в должности эксперта-лингвиста в области спорных вопросов, касающихся судебного разбирательства дел по защите чести, достоинства и деловой репутации.
2008 – присвоение ученого звания доцента по кафедре современного русского языка и стилистики.
2013 – защита докторской диссертации «Динамика жанрово-стилистических особенностей русского эпистолярного дискурса носителей элитарного типа речевой культуры (XX – начало XXI вв.)» (научный консультант – проф. Н.С. Болотнова).

Преподаваемые дисциплины и руководство практикой:

− направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература, 331/332, 321/322, 311/312, 301/302, 391/392, 3801РЯ, 3901РЯ, 301РЯ группы:

Основы лингво-правовой культуры в современном обществе

Производственная преддипломная практика

Руководство курсовой работой по дисциплине  «Спецсеминар по методике обучения русскому языку и литературе»

Руководство курсовой работой по дисциплине «Стилистика»

Руководство выпускной квалификационной работой (бакалаврской работой)

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

− направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, профиль Русский язык как иностранный, 329М, 339М группы:

Производственная преддипломная практика

Учебная практика (научно-исследовательская работа) 

Руководство выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией)

‒ аспирантура по научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки):

Научное руководство аспирантом

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно- исследовательская)

Научно-исследовательская деятельность

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)  на соискание ученой степени кандидата наук

‒ аспирантура по научной специальности 5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки)

Научное руководство аспирантом

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно- исследовательская)

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая)

Научно-исследовательская деятельность

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)  на соискание ученой степени кандидата наук

Повышение квалификации:

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 13.4-17-08 от 22.11.2008, Инновационные технологии и новые направления в сфере преподавания филологических наук, 72 часа, ГОУ ВПО «Томский государственный университет»;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 2228 от 25.12.2009, Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗ», 72 часа, Государственная академия инновация, г. Москва;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 84 от 31.10.2012, Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза, 72 часа, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»;

‒ Диплом о профессиональной переподготовке ПП-З № 039584 от 20.06.2013, по программе "Менеджмент социальной сферы, менеджер социальной сферы", 502 часа Российский государственный социальный университет, Москва;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702400287893 от 14.01.2016, Возможности современных образовательных технологий для гуманитарных дисциплин: русский язык и литература, 108 часов ФГБОУ ВПО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702403048332 от 08.02.2016, Методика проектирования и реализации учебных занятий на основе дистанционных технологий, 72 часа ФГБОУ ВПО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702408053968 от 10.01.2018 Специфика применения современных образовательных технологий в области гуманитарных дисциплин в ВУЗе (русский язык и литература), 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702405761361 от 08.02.2018, Противодействие коррупции, 40 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702405761431 от 16.02.2018, Обучение оказанию первой помощи, 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 743200002234 от 31.05.2018, Лингвистическая дискурсология, 24 часа ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет", г. Челябинск;

‒ Удостоверение повышения квалификации № 702408202265 от 02.11.2018 Проектирование и реализация образовательной деятельности в области филологических дисциплин при переходе на ФГОС ВО 3++, 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702408053290 от 09.04.2019, Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа, 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 770400266148 от 30.12.2020, Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования, 72 часа, ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», г. Москва.

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 782400055119, Инновационные и цифровые технологии в образовании, 19.08-20.09.2021, 72 часа, Санкт-Петербургский университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург.

‒ Удостоверение № 782400055119, Инновационные и цифровые технологии в образовании, 72 часа, 19.08-20.09.2021, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург.
‒ Удостоверение 782414147375 от 06.12.2021, Управление персоналом, 72 часа, 22.11-03.12.2021, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет агрокосмического приборостроения».

‒ Удостоверение 782414146758 от 20.12.2021, Основы андрагогики: модели и технологии обучения взрослых, 16 часов, 06.12-09.12.2021, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет агрокосмического приборостроения».

‒ Удостоверение 423102075847 от 25.10.2022, Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, литературоведения и лингводидактики: исследовательский и методический аспекты, 144 часа, 22.09.22‒25.10.22, Кемеровский государственный университет.

Награды:  Благодарность Департамента образования Администрации г. Томска, ГНМЦ (2008); Почетная грамота Администрации г. Томска за подписью мэра Н.А. Николайчука (2010); Благодарственное письмо Управления образования Администрации Томского района (2016, 2017); медаль «За заслуги в области образования» (2016); грамота Совета ректоров вузов г. Томска за достижения в научной деятельности (2017); Почетная грамота мэра г. Томска И.Г. Кляйна (2017); Благодарственное письмо руководителя проекта «Тотальный диктант» директора фонда поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант» О.А. Ребковец за помощь в организации по проверке грамотности Тотальный диктант в Томской области (апрель 2019); Благодарность Администрации Томской области за подписью губернатора Томской области С.А. Жвачкина за большой вклад в развитие научных исследований, подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с Днем российской науки (февраль 2021). Благодарственное письмо за высококвалифицированную подготовку студентов к выступлению с докладом и организацию работы секций по кафедре теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ ТГПУ в рамках Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», подписанное ректором ТГПУ Макаренко А.Н.; Грамота Ученого совета ТГПУ за многолетнюю и плодотворную работу по подготовке научных и педагогических кадров (декабрь 2021); Почетная грамота проректора по научной работе за эффективное и высококвалифицированное руководство научно-исследовательской работой обучающихся в 2021 г. (апрель 2022); Благодарственное письмо за подготовку студентов к выступлению с докладом на XIX Межрегиональной студенческой научно-практической конференции "Ярмарка научно-практических инициатив студентов" (19.05.2022), выдана Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, декан факультета психологии Смирнов Д.О.

2022 - памятный знак "Герб Томской области" в серебряном исполнении (Законодательная Дума Томской области) за высокий профессионализм, многолетнюю плодотворную научно-исследовательскую деятельность и большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров.

2022 - Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования за подписью замминистра А.В. Зыряновой.

Участие в конкурсах:

‒ I Всероссийский конкурс публикаций «Университетский учебник 2017» (учредитель ООО «Ай Пи Эр Медиа»), номинация «Социально-гуманитарные науки», за книгу «Культура письменной речи: учебно-практическое пособие», диплом за III место в (в соавторстве с А.Ю. Саркисовой);

‒ VIII Сибирский межрегиональный конкурс с международным участием (Россия, Монголия) «Университетская книга — 2019. Евразийский мир: наука, образование, культура» 20.10.2018 — 20.04.2019, г. Иркутск, Байкальский гос.ун-т – участие в конкурсе с учебно-методическим пособием «Основы лингво-правовой культуры в современной медиакоммуникации: учебно-метод. пособ.» (Томск: Изд-во ТГПУ, 2017), диплом призера в номинациях «Лучшее учебное издание по филологическим наукам», «Лучшее учебное издание по юридическим наукам», «Лучшее учебное издание по журналистике»;

‒ IV Международный профессиональный конкурс преподавателей вузов «Учебно-методический комплекс дисциплины – 2019 (в рамках требований ФГОС)​» 16.02.2019 «Наука и образование on-line» - участие в конкурсе с учебно-методическим комплексом «Культура письменной речи. Лекции. Практикум. Хрестоматия», 3 место в номинации «Филологические науки» (в соавторстве с А.Ю. Саркисовой);

‒ Открытый Всероссийский конкурс научно-популярных статей “Alma Mater 2018” – участие в конкурсе со статьёй «Концепт флешмоб в современной российской лингвокультуре: к вопросу формирования и специфики языкового воплощения» (Курьянович А.В., Охолина И.Е.), г. Тюмень, диплом лауреата I степени.

Сфера научных интересов: изучение эпистолярных текстов, исследования в области функциональной и коммуникативной стилистики текста, лингвоперсонологии, дискурсивного анализа, юрислингвистики, психологии речевой коммуникации, методики обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Участие в грантах: 2007 - исполнитель проекта по гранту РГНФ № 07-04-94531 г/Я «Текст и языковая личность: V Всероссийская научная конференция с международным участием»; 2012 − исполнитель проекта по гранту РГНФ № 12-04-14003 «Русская речевая культура и текст»: VΙΙ Международная конференция; 2015-2017 – исполнитель проекта по гранту РГНФ № 15-04-00216а «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия»; 2023 ‒ исполнитель проекта в рамках государственного задания № QZOY-2023-0006 от 15.02.2023 «Проектирование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Кении».

Защищенные под руководством А.В. Курьянович кандидатские диссертации:

‒ Ван Синхуа «Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью» (10.02.01 ‒ Русский язык), защищена 18.03.2020 в Диссертационном совете Д 212.267.05, созданном на базе Национального исследовательского Томского государственного университета;

‒ И.Е. Охолина «Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре» (10.02.01 Русский язык), защищена 28.12.2020 в диссертационном совете «НИ ТГУ.10.01», созданном на базе филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Членство в редколлегиях и советах: член Ученого совета ИФФ, член редколлегии «Сибирского филологического журнала», научный редактор журналов ТГПУ «Вестник ТГПУ» и «Научно-педагогическое обозрение»; член «Диссертационного совета НИ ТГУ.10.01», созданного на базе филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Общее количество опубликованных работ: свыше 200.

Избранные публикации (за последние 3 года):

  1. Курьянович А.В., Ковалевская Е.Н., Гайворонская А.В., Дукмас А.И. Вуз – школа: содержание, формы, концептуальные аспекты взаимодействия участников сетевого образовательного проекта // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). − № 2 (199). − 2019. − С. 90-97.убрать
  2. Курьянович А.В., Охолина И.Е. Концепт "досуг" в русской лингвокультуре: структурно-содержательные характеристики и лексические средства выражения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). − № 4 (201). − 2019. − С. 110-120.убрать
  3. Курьянович А.В. Функциональный ресурс иронии в современном медиадискурсе (на материале переписки в социальной сети Facebook) // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (Казахстан, Нур-Султан). ‒ 2019. ‒ № 2 (127). ‒ С. 69-77.убрать
  4. Курьянович А.В., Ван С. Способы пополнения русского и китайского молодежного жаргона: когнитивные механизмы обусловленности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). ‒ 2020. ‒ Вып. 4 (210). ‒ С. 54-62.
  5. Курьянович А.В., Ван С. Вторичная и аутентичная картины мира в зеркале проблемы конгруэнтности // Когнитивные исследования языка / гл. ред. Н.Н. Болдырев. ‒ М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2020. ‒ № 2 (41). ‒ С. 177-181.
  6. Wang X., Kurjanovich A.V., Koshkarova N.N. Image of Russia and the Russians in Language consciousness of Chinese youth // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. European Publ., 2020. P. 816-825. Doi: 10.15405/epsbs.2020.08.95. https://www.europeanproceedings.com/proceedings/EpSBS/volumes/wut2020.
  7. Курьянович А.В., Ван С. К вопросу о типах вторичных языковых личностей в свете компетентностного подхода в современной лингводидактике // Научно-педагогическое обозрение. ‒ 2021. ‒ № 3 (37). ‒ С. 132-142.
  8. Охолина И.Е., Курьянович А.В. Концепт досугв современной русской лингвокультуре6 монография / под ред. А. В. Курьянович. − Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2021. − 196 с.
  9. Курьянович А.В., Ван С. Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью: монография. ‒ Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2021. ‒ 200 с. ISBN 978-5-89702-478-0. Тираж 100 экз. 12,5 п.л.
  10. Курьянович А.В., Серебренникова Е.А. К вопросу о миромоделирующей функции метафоры в заголовках учебных текстов по русскому языку как иностранному» / Учебник как модель мира и общества: Коллективная монография / Под ред. Т.В. Артемьевой, М.И. Микешина. ‒ СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Издательство «Политехника Сервис», 2021. – С.227-237.
  11. Курьянович А.В., Ван С. Использование корпусных данных при обучении русскому языку как иностранному в русле лингвокультурологического подхода / Развитие языковой образовательной среды современного вуза : монография / Т.А. Рахимова, К.А. Гирфанова, Е.В. Михалева, С. Ван, А.В. Курьянович, М.Б. Баликаева. – Томск: Издательство ТГАСУ, 2021. С. 48-65.
  12. Курьянович А.В., Ван С. Словарь слов и выражений русского молодежного жаргона (в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью). В 2-х томах. ‒ Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2021. ‒ Том 1. А-Л. 326 с.; Том 2. М-Я. 332 с.
  13. Курьянович А.В., Серебренникова Е.А. Реализация миромоделирующего потенциала концепта ЯЗЫК в учебных текстах: опыт анализа дискурсивного варьирования лингвокультурного концепта // Сибирский филологический журнал. ‒ 2022. ‒ No 2. ‒ С. 325–337.
  14. Курьянович А.В., Дубина Л.В. Сравнительно-лингвокультурологический анализ фразеологизмов тематической группы «человек» (на материале русского, чешского, украинского и польского языков) // Вестник Томского государственного педагогического университета. (TomskState Pedagogical University Bulletin). ‒ 2022. ‒ № 1 (219). ‒ С. 84‒92.
  15. Курьянович А.В., Трофимов И.О. Обогащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. (TomskState Pedagogical University Bulletin). ‒ 2022. № 2 (220). ‒ С. 58‒68.
  16. Ван С., Курьянович А.В. Кросскультурный анализ в преподавании русского языка как иностранного в аспекте реализации задач патриотического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2023. – Вып. 79. – Ч. 3.С. 62‒65.
  17. Серебренникова Е. А., Курьянович А. В. Учебный текст как тип текста и объект научного описания: обзор подходов к определению функционально-типологических свойств // Вестник Томского государственного педагогического университета. ‒ 2023. ‒ Вып. 3 (227). ‒ С. 32–39. ‒ DOI: https://doi.org/10.23951/1609- 624X-2023-2-32-39.



Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER