Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

На ФПСО состоялась XXVI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых учёных «Наука и образование»

Педагогика XXI века 2024

23 апреля 2024 на факультете психологии и специального образования состоялась XXVI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых учёных «Наука и образование».

В работе конференции приняли участие более 40 студентов, магистрантов, аспирантов, а также преподаватели кафедры психологии развития личности.

Была организована работа трех подсекций: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей и подростков», «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса». Модераторами подсекций были: Черных Елена Ивановна, канд. биол. наук доцент кафедры психологии развития личности, и Ахметова Людмила Владимировна, канд. психол. наук доцент кафедры психологии развития личности. 

Тематика представленных докладов была разнообразной и отражала актуальные вопросы теории и практики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Большинство докладов носило проблемный и дискуссионный характер, отражали законченное исследование и вызвали интерес слушателей.

Следует отметить выступление первокурсницы Александры Сергеевны Богодуховой, впервые ставшей участницей научной конференции. Ее доклад на тему «Исследование восприятия времени у студентов» отражал содержание проведенного эксперимента в рамках психического процесса восприятия и был отмечен экспертным сообществом как один из лучших.

Диплом за высокий теоретический и практический уровень научного доклада по секции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» был вручен студенту 4 курса Кеслеру Антону Аркадьевичу, представившему работу по теме: «Роль эмоций в психическом здоровье обучающихся подростков» (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Ахметова Е.В.).
2 место разделили Кочарян Арман Андраникович с докладом «Особенности акцентуаций характера интеллектуально одарённых обучающихся подросткового возраста» (руководитель д. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития личности Корытова Г.С.) и Шарафутдинова Алина Фаритовна с докладом «Внутриличностный конфликт и самооценка личности обучающихся старших классов» (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Ахметова Е.В.)
3 место также было присуждено двум студентам: Богодуховой Александре Сергеевне, с докладом на тему «Исследование восприятия времени у студентов», и Наумовой Виктории Георгиевне - за доклад «Взаимосвязь самооценки и агрессивности в подростковом возрасте» (руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Черных Е.И.).

На секции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей и подростков» было представлено 11 докладов.

Основная тематика докладов: психолого-педагогическое сопровождение подростков, вопросы психологического благополучия, развития коммуникативной компетенции и другие. Кроме этого большой интерес у участников конференции вызвали вопросы феноменологии способностей обучающихся, противоречия и парадоксы детской одаренности.

При подведении итогов были выделены следующие доклады:
1 место – Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением», Кузьмина Екатерина Алексеевна, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Гребенникова Е.В.
2 место - Доклад «Особенности формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста», Бурнышева Елена Витальевна, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: д.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии развития личности Корытова Г.С.
2 место - Доклад «Особенности развития коммуникативной компетентности у младших подростков с ограниченными возможностями здоровья», Середенко Данил Владиславович, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: к.пед.н, доцент кафедры социальной педагогики Дозморова ЕВ..
3 место - Доклад «Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе», Сафиуллина Карина Асхатовна, педагог-психолог МАОУ СОШ №12 г.Томска.
3 место - Доклад «Оценка психологического благополучия младших школьников в условиях образовательного учреждения», Шорохова Анна, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Гребенникова Е.В.

В ходе работы секции «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» представлено 10 докладов. Сфера научных исследований и тематика выступлений была обширной: консультирование участников образовательного процесса, межличностные конфликты, прокрастинация, профессиональная ориентация и становление. По мнению представительной экспертной группы, в лице: к.психол.н. Л.В.Ахметовой, к.психол.н. Е.П.Молчановой, д. психол. н., профессора Корытовой Г.С. отмечены лучшие выступления, занявшие призовые места:

1 место – Степаненко Софья Павловна, аспирант ФПСО, с докладом «Ценностные ориентации современной студенческой молодежи: актуальное состояние и перспективы исследований». Руководитель д. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития личности Корытова Г.С.
2 место – Готовцева Елена Владимировна, магистрант ФПСО, с докладом «Жизнестойкость как объект современных психологических исследований» (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Молчанова Е.П.) и Троценко Вероника Сергеевна, магистрант ФПСО, с докладом «Совместное влияние социальной тревожности и страха перед неудачами на тенденцию к прокрастинации: множественный регрессионный анализ (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Ахметова Е.В.).
3 место - Петрук Ольга Павловна магистрант ФПСО доклад «Технологии и формы психологического консультирования студентов в условиях педагогического вуза» (руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Черных Е.И.) и Шенделева Екатерина Игоревна, магистрант ФПСО  - доклад «Половозрастные особенности агрессивности и конфликтности обучающихся подросткового возраста». (руководитель: к.м.н., доцент кафедры психологии развития личности Булатова Т.А.).

Были отмечены преподаватели, которые курировали подготовку обучающихся к конференции и помогли сделать качественные доклады:
Ахметова Е.В., доцент кафедры психологии развития личности к.психол.н.,
Молчанова Е.П., доцент кафедры психологии развития личности, к.психол.н.,
Гребенникова Е.В., доцент кафедры психологии развития личности, к.б.н.,

Завершались работы подсекций конференции обменом мнений участников и руководителей, рекомендациями к продолжению исследований, подведением итогов и определением победителей.

На ФПСО была проведена секция «Воспитательные и профориентационные практики работы с детьми, подростками и молодежью»

Педагогика XXI века 2024

23 апреля 2024 года в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование» на нашем факультете была проведена секция «Воспитательные и профориентационные практики работы с детьми, подростками и молодежью».
Модератор секции – Байгулова Наталия Васильевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики ФПСО.

Свои доклады представили магистранты ИРПО, студенты ФПСО и обучающиеся психолого-педагогического класса МАОУ СОШ № 25 города Томска. Темы докладов были разносторонними. В ходе активных обсуждений были проанализированы возможности внеурочной деятельности, представлен опыт психолого-педагогического сопровождения фехтовальщиков ТГПУ, создание палаточных лагерей в Томской области, а также социально-педагогические проекты обучающихся 10-х классов.

В итоге, по мнению экспертов, согласно разработанным критериям оценки выступлений, Дипломами были отмечены следующие участники.

Диплом, 1 место – Мейер Анастасия, магистрант 2 курса ФПСО за выступление с докладом на тему «Коррекция самооценки фехтовальщиков в процессе психолого-педагогического сопровождения».

Диплом, 2 место – его разделили обучающиеся психолого-педагогического класса МАОУ СОШ №25 города Томска – Замятина Дарья с докладом «Волонтерская деятельность подростков как способ ухода от девиации» и Афанасьева Мария «Моя будущая профессия- педагог».

Диплом, 3 место – Шуличенко Ярославна, студентка 5 курса ФПСО с докладом «Социальная адаптация детей младшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям».

Выпускник ФПСО одержал победу в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России»

Выпускник 2022 года профиля "Психология и социальная педагогика" ФПСО ТГПУ Александр Смокотин одержал победу в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России» 

mmVPnXxcQOc


В финале, который прошёл в ТОИПКРО, участники состязались в двух испытаниях «Вопрос учителю года» и «Слово учителю», демонстрируя профессионализм и собственный педагогический стиль. Высшую оценку получил Александр Смокотин, выпускник ФПСО ТГПУ, учитель начальных классов школы № 7 им. Н.Г. Барышева Колпашевского района.

В интервью пресс-службе ТГПУ педагог рассказывал, как пришёл в профессию:
💬 «Многие люди с самого детства мечтают о том, кем станут. Я тоже был таким и вначале хотел стать врачом скорой помощи, как мои родители. Даже поступил в медицинский, однако уже на первом курсе попал вожатым в ВДЦ «Орлёнок». Еще учась в 8-м классе, я окончил Школу вожатых, к первому курсу проработал в лагерях более 30 смен. В «Орлёнке» я выступал с командой на конкурсе педагогического мастерства. По возвращении домой вернуться к занятиям в медицинском уже не смог – не мое. Поступил в педагогический колледж. Отучившись и получив практический опыт, я стал работать учителем в родной школе, однако этого было мало: хотелось расти в профессии, быть как те опытные учителя, с которыми взаимодействую, – поэтому я поступил в ТГПУ».

В октябре 2024 года Александр представит Томскую область на федеральном этапе конкурса в Саратовской области.

 

ЗАВЕРШИЛАСЬ РАБОТА ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ»

550px Учительский институт

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Факультет психологии и специального образования
Кафедра социальной педагогики
МАУ «Информационно-методический центр» г. Томска
АНО Ресурсный центр «Согласие»
АНО Центр социально-психологической помощи «Психея»
Благотворительный фонд «Меркурия»

17 и 18 апреля 2024 года кафедрой социальной педагогики была организована Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи», целью которой стал поиск эффективных путей, ресурсов и методов профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи во взаимодействии с семьей, а также инструментов преодоления конфликтов и правонарушений с участием несовершеннолетних. Конференция собрала около 250 специалистов и более 100 студентов из Томской области, Красноярска, Екатеринбурга и Кемерово.

В первый день программы конференции состоялся IX Межрегиональный семинар «Технологии профилактической и коррекционной работы с подростками, находящимися в конфликте» на базе «Точки кипения», организованный Ресурсным центром «Согласие». Во второй половине дня на базе Технопарка ТГПУ прошел семинар-тренинг «Домашнее насилие: теоретические аспекты, особенности оказания помощи пострадавшей на этапе обращения, модератором которого стала Богданова Наталья Николаевна, начальник Отдела социально-психологической помощи населению и реабилитации женщин, подвергшихся семейному насилию, психолог МАУ Центр «Семья». В онлайн-формате прошла открытая лекция «Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в местах лишения свободы» Ефименко Александра Александровича, доцента кафедры организации исполнения наказаний ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, доцента кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО ТГПУ.

Второй день программы прошел в Научной библиотеке, открывшись пленарным заседанием. Первой выступила уполномоченный по правам ребенка в Томской области Лариса Анатольевна Лоскутова, представившая итоги положения детей в регионе за 2023 год. Спикер отметила, что на первом месте по количеству обращений стоит тема нарушения прав ребенка жить и воспитываться в семье, всего за год количество преступлений, совершенных несовершеннолетними выросло на 34,2%, а рост обращений по конфликтам в школах – с 32 до 70. Эксперт считает, что такие показатели связаны с неразвитостью системы медиации в школах и Центрах помощи семье, а также с отсутствием у педагогов профессиональных навыков для фиксации случаев девиантного поведения и решения конфликтных ситуаций в классе.

Продолжением конференции стали секции, на которых заместители директора, педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования, советники по воспитанию, воспитатели детских садов и специалисты по реабилитационной работе делились собственными методиками профилактики социальных девиаций детей, подростков и молодежи, опытом использования семьи как ресурса для социально-воспитательной работы, формирования ценностных ориентиров молодежи образовательными организациями.

Третьим кругом мероприятий этого дня стали практикумы и тренинги, модераторами которых стали в том числе Благотворительный фонд «Меркурия» и Центр социально-психологической помощи «Психея».

В завершении конференции в рамках фестиваля настольных социально-ориентированных игр были предложены 15 игр, в которые включились большей частью студенты и школьники.

По итогам конференции участники сформировали пул задач, решение которых, по их мнению, обеспечит эффективное развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи в Томской области.

Ресурсный центр «Согласие» https://vk.com/soglasievtomske
МАУ Центр «Семья» https://semya-tomsk.ru/
Благотворительный фонд «Меркурия» https://mercuriya.ru/
Центр социально-психологической помощи «Психея» https://vk.com/psychology_center23

Фотоальбом конференции

Сертификаты участников конференции

Открытое занятие студентов ФПСО для обучающихся МБОУ ООШ № 45 г. Томска

Открытое занятие студентов ФПСО для обучающихся МБОУ ООШ № 45 г. Томска

 1 Гагарин 12 апреляВ рамках Дня космонавтики, 12 апреля 2024 г. студенты ФПСО под руководством старшего преподавателя кафедры дефектологии Е.А. Филимоновой провели открытое занятие «Большое космическое путешествие» с обучающимися 2-го, 4-ых и 5-ых классов МБОУ ООШ № 45 г. Томска.

2 ФЕА яВ проведении открытого занятия участвовало 30 детей и 14 студентов 822 группы ФПСО (направленность (профиль) «Специальная психология и педагогика»): А.Е. Белоусова, К.С. Григорьева, О.П. Егорова, А.Д. Кудрявцева, Ю.В. Лощинина, Н.Э. Мамедова, В.Ю. Печёнкина, У.К. Роменская, О.С. Семынина, М.Е. Слюсаренко, Д.А. Соколова, М.Р. Хомушку, К.Ю. Якимова, О.В. Якушева.

3 ксения мальвита настя юляВедущая открытого занятия Роменская Ульяна рассказала школьникам о том, что в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» стал первым человеком, совершившим полёт в космос; объяснила цель встречи и распределила учеников по космическим станциям для их участия в разных видах деятельности. За координацию участников по станциям отвечала Кудрявцева Алёна.

4 уля и другие на станцииЯкимова Кристина, Егорова Ольга, Якушева Ольга и Соколова Дарья на станции «Наш маленький космос» развивали у участников космического путешествия воображение, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику. С помощью подготовленного оборудования (клей, ножницы, бумажные фрагменты) они склеивали отдельные детали, превращая их в подвижного космонавта.

5 кристина ольга дашаХомушку Мальвита и Белоусова Анастасия на станции «Мемо космос» использовали игротехники (2 набора из 10 пар фишек в тематике «Космос») на развитие произвольного внимания и зрительной памяти. Участникам, работающим в парах, необходимо было собрать максимальное количество парных космических карточек; карточки, разложенные картинками вниз, постепенно переворачивались таким образом, чтобы все могли видеть их изображения. 7 космонавтикЕсли картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их и может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз, и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных карточек.

9 мальвитаНа станции «Путешествие в космос» Григорьева Ксения и Лощинина Юлия включили школьников в процесс развития воображения, творческого мышления, мелкой моторики, формирование умений ориентации на плоскости листа и по созданию арт-объекта. Используя заготовки (космические корабли, звезды, планеты и т д), дети собирали из предложенных фигур композицию «Космос».

11 карточки Мемо космосаЦелью станции «Галактика» (ведущие: Мамедова Надежда, Семынина Оксана, Печёнкина Виктория, Слюсаренко Максим) было развитие внимания, цветоразличения, восприятие форм и размеров предметов. Разделённые на две команды под космическую музыку «Space» ученики собирали на скорость звёздочки зелёного, фиолетового, голубого и жёлтого цветов. Затем они располагали в порядке возрастания планеты (от самой маленькой до самой большой), а вторая команда, наоборот (от самой большой до самой маленькой). Команда, которая справилась быстрее, выигрывала это задание. В итоге, участники обеих команд считались победителями и могли смастерить бумажную гирлянду из разноцветных звездочек и планет, подписав на них свои имена.

Студенты не только ответственно взаимодействовали с обучающимися школы разного возраста, но и активно помогали друг другу и детям на других станциях.

В целом, радуют полученные результаты. Очень разные и яркие получились арт-объекты «Космос».

В процессе дружной совместной деятельности получилась выставка неуклюжих и забавных космонавтиков. Активно, с громким пением прозвучали «Фиксики» со стремительными двигательными упражнениями (видео останется в архиве студенческого мероприятия).

Старательных участников «Большого космического путешествия» ожидали приятные сюрпризы: космические наклейки и сладкие призы (чоко-пай, чупа-чупсы), похожие на маленькие космические планеты.

Надеемся, что наша творческая встреча с обучающимися школы № 45 помогла детям с ограниченными возможностями здоровья познавать окружающий мир, приобрести прикладные умения и просто сделала их немного счастливее.

Фрагменты рефлексии (интервью Е.А. Филимоновой у студентов): «Уважаемые студенты! Какие впечатления остались у вас после проведения занятия с обучающимися школы № 45? Что было сложно? А что запомнилось больше всего?»

Григорьева Ксения: «Мне праздник очень понравился. 🎉 Все постарались на своих станциях. Дети тоже очень хорошие, активные были, улыбчивые😊 Было видно, что им интересно на станциях, а это главное. В общем и целом, 10/10…»

Слюсаренко Максим: «Праздник удался! 😍 Ожидал, конечно, что не так будет здорово, но благодаря настрою одногруппников, сплочению детей и нашего коллектива, этот день запомнится надолго 🔥😎. Детки разные, по максимуму включал всех детей в работу, чтобы им было интересно, а не потому, что их заставили. Спасибо вам, Елена Анатольевна, за организацию и помощь в проведении такого классного мероприятия. Это замечательно, что был проведён такой день, холодный, но солнечный. Думаю, что энергией зарядились все!✨».

Белоусова Анастасия: «Мне тоже кажется, что праздник прошел хорошо и без кипиша, все отлично поработали! У нас с Мальвитой была станция с игрой на внимание и память с соревновательным посылом. Мы не учли, что некоторые дети капризные обижульки и не любят проигрывать и чувствовать себя на 2 месте. Но выигрывала дружба и приз получали все)) В принципе, мы не растерялись, нам удалось сориентироваться и подстроиться. Это был хороший опыт!».

Мамедова Надежда: «В целом, я думаю, что праздник удался. Конечно, у нас были моменты растерянности, ведь проводим подобное мероприятие в первый раз, но в любом случае, эмоции от него только положительные. Ну и конечно, плюс опыт в копилочку. 🍀».

Якушева Ольга: «Мероприятие прошло удачно, мы получили положительный опыт. Все были позитивно заряжены, это дало хороший настрой на праздник. На станции с некоторыми детьми было тяжеловато, но мы справились! Когда мы поняли, что времени на изготовление поделки мало, ребята помогли нам сделать заготовки деталей, что заметно облегчило работу детям и нам. За это всем большое спасибо!».

        

© Е.А. Филимонова, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ

Проект «Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС – 2024» на ФПСО ТГПУ

Проект «Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС – 2024»
на ФПСО ТГПУ

1 афиша Семинар02 апреля 2024 года кафедрой дефектологии Факультета психологии и специального образования ТГПУ реализована программа специальных мероприятий, направленных на изучение проблем аутизма, особенностей аутистических нарушений, диагностических и коррекционных технологий в процессе комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Автором и руководителем программы выступила старший преподаватель кафедры Елена Анатольевна Филимонова.

В рамках Всемирного дня распространения информации об аутизме были проведены три мероприятия. Для повышения знаний в области дефектологии, коррекционной педагогики и передачи профессионального опыта работы с людьми с РАС присоединились педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, студенты, магистранты и специалисты разных подразделений ТГПУ (согласно регистрации 112 человек).

2 ФилимоноваУчастники посетили очный IV Научно-методический семинар «Изучение, образование и реабилитация лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)», направленный на формирование метапредметных знаний о проблемах аутизма, главных признаках аутистических расстройств и психолого-медико-педагогическом сопровождении лиц с РАС, знакомство с особенностями развития аутичного ребёнка.

3 ОВ деканНа открытии семинара выступила декан ФПСО Ольга Викторовна Каракулова, которая поприветствовала гостей и участников семинара; отметила актуальность и научно-социальные проблемы аутизма, распространение которого приобрело мировые масштабы; привела примеры взаимодействия с родителями аутичных детей, испытывающих пролонгированный стресс и недостаточную психолого-педагогическую компетентность для оказания им эффективной помощи.

Участникам семинара была представлена тематическая выставка учебных изданий и методических пособий по проблемам диагностики, обучения, воспитания, коррекции нарушений и развития детей с РАС.

           Представленные выступления отличаются теоретической и практической значимостью, содержат современную статистику, перечень прикладных технологий, приёмы практической и творческой деятельности с детьми с аутизмом в рамках дошкольных и школьных организаций.

6 кластер РАСФилимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ, г. Томск, тема доклада «Современные взгляды на аутизм. Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС» (проблемы диагностики и коррекции РАС; особенности сенсомоторного развития детей с РАС и дисфункция сенсорной интеграции; учет главных признаков аутизма как факторов диснейроонтогенетического расстройства в процессе обучения и воспитания аутичных детей; актуальные вопросы обучения и комплексного сопровождения детей с РАС; использование психокоррекционных и логопедических методов для формирования сенсорных, моторных, коммуникативных, речевых и игровых навыков у детей с РАС; организация работы с родителями воспитанников и обучающихся с РАС).

7 Машурова 1 докладМашурова Екатерина Дмитриевна, студент 3 курса 813 группы ФПСО ТГПУ, тема доклада «Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС с помощью АВА-терапии» (понятие «нежелательное поведение», формы проявления нежелательного поведения у детей с РАС (громкие крики, плач, истерики, агрессия, аутоагрессия, аутостимуляции (махи руками или кистями рук, прыжки, бег по кругу, крики, раскачивание тела, постукивание предметами и т.д.); стереотипии (верчение волос, выстраивание предметов в ряд, разделение продуктов во время еды, открывание и закрывание дверей, пристрастие к одному виду одежды, пищи и т.д.);  «АВА-терапия», «Визуальное расписание», «Социальные истории», «поощрение» как результативные методы и технологии формирования правильных форм социального, учебного, игрового и пищевого поведения).

8 Федюкевич докладФедюкевич Татьяна Сергеевна, студент 3 курса 813 группы ФПСО ТГПУ, тема доклада «Формирование коммуникативных способностей у детей с РАС через использование куклотерапии» (нарушения общения при аутизме; отсутствие всех видов контакта; несформированность речевой мотивации и непонимание инструкций; исследования в рамках куклотерапии для развития внимания и эмоциональной вовлеченности у детей с РАС (М. Райта, Якоб Леви Морено,  Катаржины Чаварска, И. Я. Медведева, Т.Л. Шишова и др.);  куклотерапия как продуктивный метод, распространенное направление арт-терапии; кукла как промежуточный объект модели взаимодействия «ребёнок – взрослый -  специалист»).

9 Фисенко практикумФисенко Оксана Вячеславовна, студент 3 курса 813 группы ФПСО ТГПУ, тема доклада-практикума «Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с РАС» (наличие стереотипных движений и аутостимуляций у аутичных детей; сверхчувствительность на тактильные прикосновения; моторная неловкость; неумение рационально распределять усилия в связи с нарушениями мышечного тонуса; недостаточная координированность тонких движений пальцев; аппликация (с лат.яз. «прикладывание») – особый вид изобразительной техники и формат детского творчества, позволяющий стимулировать психофизическое развитие ребенка с РАС в процессе предметной, сюжетной и декоративной деятельности.

11 сцена мюзикла 1 с зонтамиВо второй части тематической программы участники и гости (более 112 человек) посетили мюзикл «Мальчик Даня с планеты «Autos»), в котором представлены странности и беспомощность особой популяции детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС).

12 сцена мюзикла 2

В мюзикле, посвященном всем родителям и семьям, воспитывающим детей с РАС, участвовали 30 студентов 813, 822, 831 групп ФПСО (К.А. Алтухова, Е.Р. Андреева, О.Д. Боровинская, И.В. Балашова, Е.В. Бардина, П.В. Васильева, А.С. Громова, А.А. Евдокимова, А.Н. Емельянова, Ю.С. Исаева, А.Ю. Иванова, А.Д. Кабышева, А. Калинина, А.О. Кружилко, А.Д.  Люткевич, Е.Д. Машурова, А. Назарова, К.В. Проняева, Т.Е. Першина, У.А. Садчикова, М.О.  Сеченова, С.И. Скорнякова, М.Е. Слюсаренко, Д.В. Шишкова, Т.С. Федюкевич, Д.Д. Филимонов, О.В. Фисенко, А.Д. Хан).             

13 Даня в наушникахВ музыкально-литературном и театрализованном формате обозначены: роль семьи в развитии ребёнка с РАС; важность коррекционных мероприятий, осуществляемых специалистами комплексного сопровождения (врач, дефектолог, психолог, логопед, тьютор); применение современных дефектологических и психокоррекционных технологий в процессе сопровождения аутичного ребенка; поддержка благоприятных семейных отношений и семейных ценностей.

Эмоционально и трогательно прозвучал каждый фрагмент мюзикла: диалоги сестрёнки со старшим братом и взволнованной мамы с папой мальчика; общение Дани с бабушкой и собакой Грей; взаимодействие мальчика с педагогом, дефектологом, психологом, логопедами, тьютором.

16 общая мюзиклКак автор сценария и художественный руководитель проекта, считаю, что артистам-студентам удалось правильно передать атмосферу семьи «особого» ребёнка; раскрыть главные признаки аутизма (погружение в свой внутренний мир, эмоциональная холодность, неконтактность, аутостимуляции, стереотипии, мутизм, эхолалии, сенсомоторные дисфункции, нежелательное поведение, гиперсензитивность, стремление к одиночеству и др.); показать специфику коррекционной деятельности специалистов (врача, педагога, дефектолога, психолога, логопеда, тьютора); обозначить психологические проблемы членов семьи, воспитывающих аутичного ребёнка; показать трудности принятия детей с РАС современным обществом.

Всем студентам, будущим логопедам и специальным психологам огромное «спасибо» за точную передачу содержания сценария; творческое, музыкальное, художественное исполнение ролей; любознательность, эмпатию, ответственность, душевность, отзывчивость!

С вами было интересно работать, находить новые сценические нюансы, репетировать и выступать на сцене актового зала ТГПУ.

В рамках проекта для студентов 813, 821, 822 групп ФПСО состоялся коррекционный практикум «Прикладной анализ поведения как ведущая методика работы с детьми с аутизмом» (04 апреля 2024 г.), на котором специалисты Семейной академии развития «Пазлики» представили современные теории аутизма, альтернативные способы формирования коммуникативных способностей детей с РАС, специфику инклюзивного образования для детей с аутизмом. Деятельность Центра «Пазлики» (Семейная академия развития «Пазлики») включает: оказание помощи семьям с особыми детьми и взрослыми с ментальными нарушениями; обучение родителей и родственников взаимодействию с ребёнком с РАС; подготовку педагогов для осуществления эффективной работы с детьми и взрослыми с РАС; содействие социальной адаптации и социальной реабилитации детей с ОВЗ.

Практикум провели А.А. Гринвальд (куратор поведенческих программ) и А.Ю. Кирьянова (ABA-инструктор). А.С. Батуева (руководитель) рассказала студентам о направлениях работы Центра и предложила сотрудничество со студентами в рамках тьюторства, волонтерства и перспективной работы в центре.

Выражаю благодарность директору Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина О.С. Камневой и старшему лаборанту А.И. Соловатову за оказании помощи в проведении репетиции и записи сольных вокальных партий.

Спасибо за ответственное отношение: специалистам ТВ ТГПУ и Студенческого клуба (Л.К. Баранов, ИФФ, 321 группа; Е.Д. Чарикова, ФМФ, 412 группа; Д.Д. Коваль, ИФКиС, 531 группа) за проведение фото и видео съемки мюзикла; руководителю Студенческой профориентационной команды ТГПУ С.И. Скорняковой (ФПСО, 813 группа) за сопровождение организационных и технических этапов мероприятия; студенческому совету ТГПУ и первичной профсоюзной организации студентов ТГПУ.

Считаю, что проект «Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС – 2024» в рамках Всемирного дня информирования о проблеме аутизма на ФПСО ТГПУ, удался!

© Е. А. Филимонова, старший преподаватель кафедры дефектологии, автор проекта и мюзикла      
04.04.2024

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи»

550px Учительский институт

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Факультет психологии и специального образования
Кафедра социальной педагогики
МАУ «Информационно-методический центр» г. Томска
АНО Ресурсный центр «Согласие»
АНО Центр социально-психологической помощи «Психея»
Благотворительный фонд «Меркурия»

Информационное письмо

Уважаемые коллеги!

17-18 апреля 2024 года состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи».

Конференция проводится на базе факультета психологии и специального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет» в смешанном формате:

очно – в Научной библиотеке ТГПУ по адресу: г. Томск, ул. Герцена, д. 66; «Точка кипения – Томск» по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 26.
онлайн – на платформе BigBlueButton (ссылка будет указана в программе конференции).

Цель конференции: объединить усилия ученых и практиков в поиске эффективных путей, ресурсов, методов и форм организации профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи во взаимодействии с семьей, а также инструментов преодоления конфликтов и правонарушений с участием несовершеннолетних.

В рамках конференции планируются:

17 апреля 2024 года
Место проведения: «Точка кипения», пр. Ленина, 26 (нужна предварительная регистрация на leader-id.ru).
Координатор 1го дня – Пучкина Юлия Александровна (89138400897).
10.00-18.00 – IХ Межрегиональный практический семинар «Технологии профилактической и коррекционной работы с подростками, находящимися в конфликте».
14.00-18.00 – Семинар-тренинг «Домашнее насилие: теоретические аспекты, особенности оказания помощи пострадавшей на этапе обращения». Место проведения: Технопарк (пр. Комсомольский, 75, ауд. 148). Модератор – Богданова Наталья Николаевна (624400).

18 апреля 2024 года (время томское)
Место проведения: Научная библиотека ТГПУ, ул. Герцена, д. 66.
9.30-10.00 – Регистрация участников
10.00-11.40 – Пленарное заседание конференции
12.00-14.00 – Работа по секциям (направления – по присланным заявкам (предполагаемые направления ниже))
14.00-15.20 – Практикумы, Социальный театр
15.30-18.00 – Фестиваль настольных социально-ориентированных игр
Координатор 2го дня – Титова Галина Юрьевна (89539208949).

Основные направления работы конференции:

  • профилактика и преодоление школьных конфликтов, буллинга, использование восстановительных практик, развитие служб примирения;
  • профилактика социальных девиаций детей, подростков и молодежи: технологии, эффективные формы и методы профилактической работы в системе образования, социальной защиты детства, межведомственное взаимодействие; социально-психологическое тестирование как основа профилактической работы;
  • работа с семьей как направление профилактической работы: формы и методы работы с родителями, педагогами по профилактике социальных девиаций детей, подростков и молодежи, программы работы с родительской общественностью; работа с приемными, многодетными семьями; технология работы со случаем;
  • педагогический потенциал социально-направленных организаций в профилактике девиантного поведения детей, подростков, молодежи.
  • подготовка кадров для профилактической работы с неблагополучными семьями и несовершеннолетними с девиантным поведением.

Формы участия в конференции:
- очное / онлайн участие с докладом / мастер-классом / тренингом / открытой лекцией / выступлением в рамках круглого стола
- очное / онлайн участие без доклада

Заявки на участие в конференции:

- очное участие в семинаре 17 апреля в Точке кипения до 15 апреля по ссылке: https://leader-id.ru/events/489521 (внимание! необходима предварительная регистрация на сайте leader-id.ru)
- очное / онлайн участие в конференции 18 апреля без доклада, а также очное участие в фестивале настольных социально-ориентированных игр в качестве игрока – до 15 апреля 2024 года – в Яндекс-форме по ссылке  https://forms.yandex.ru/u/65c0535fc769f14e05724f9b/
- очное / онлайн участие с докладом / мастер-классом / практикумом / тренингом /  открытой лекцией / выступлением в рамках круглого стола /участие в фестивале настольных игр в качестве ведущего – до 10 апреля 2024 года – в форме электронного письма на адрес электронной почты conference-sp-tspu@mail.ru (название файла по фамилии участника -  Заявка_Иванов).

Более подробно с информационным письмом можно ознакомиться по ссылке.

С Положением о проведении Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи» можно ознакомиться по следующей ССЫЛКЕ

 

Студенты ФПСО прошли в финал заключительного тапа Всероссийской олимпиады студентов "Я - профессионал"

social shareСтуденты ФПСО прошли в финал заключительного этапа Всероссийской олимпиады студентов "Я - профессионал" в 2023-2024 уч. году по направлению "Специальное (дефектологическое) образование".

Всероссийская олимпиада студентов «Я - профессионал» - это масштабная образовательная олимпиада нового формата для студентов разных специальностей: технических, гуманитарных и естественно-научных. Задания для участников составляют эксперты из ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны.

Олимпиада проверяет теоретические знания и практические навыки соревнующихся и позволяет попробовать себя в будущей профессии. Задания разрабатываются экспертами ведущих вузов страны, крупнейших российских компаний и максимально приближены к реальным кейсам.

Поздравляем Андрееву Екатерину Романовну и Маслову Веронику Олеговну!
Желаем успеха в финале Всероссийской олимпиады!

СТАРТУЕТ ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПСИХОЛОГИИ

С 01 по 10 апреля 2024 года пройдет отборочный этап региональной олимпиады школьников по психологии.

20 апреля 2024 года — заключительный этап олимпиады.

Подробности в Положении.

IV Международный Фестиваль инновационных идей и практик в образовании

Без названия 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, социальных организаций, негосударственных организаций, студентов бакалавриата / специалитета, магистрантов, аспирантов, школьников и всех интересующихся темой инноваций в образовании принять участие в IV Международном Фестивале инновационных идей и практик в образовании, который проводится 13-15 мая 2024 года в смешанном формате.

Концепция фестиваля – представление, осмысление, экспертирование инновационных идей и практик в системе образования.
Тема Фестиваля 2024 года – «Профориентация в образовании. Новый взгляд и современные подходы».

Заявленные на Фестиваль идеи и практики дифференцируются по следующим группам (номинациям):

  • реализованные эффективные       профориентационные      практики      с       анализом результативности (номинация «Педагогическое мастерство»);
  • инновационные профориентационные проекты, проходящие в настоящий момент апробацию (номинация «Педагогическая тропа»);
  • инновационные педагогические идеи по профориентации, прошедшие стадию обработки (номинация «Педагогический стартап»);
  • профориентационные проекты, реализуемые на базе вузов, методические разработки образовательных программ профильных классов (номинация «Курс на профессию»);
  • авторские настольные     игры    профориентационной    направленности    (номинация «Развиваемся, играя»);
  • проектные и исследовательские работы школьников в области профессионального самоопределения (номинация «Взлётная полоса»).

Тематические направления инновационных проектов / практик:

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательной (профориентационной) деятельности;
  • сетевые формы взаимодействия образовательной организации с другими организациями (партнерство, сотрудничество, наставничество) по вопросам профориентации детей, подростков, молодёжи;
  • профессиональные пробы (представление в форме видео-фрагментов);
  • проектирование урока, внеурочного занятия, воспитательного мероприятия профориентационной направленности;
  • сопровождение профессионального самоопределения детей, молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • проектирование программ         внеурочной         деятельности,         дополнительных общеразвивающих программ профориентационной направленности;
  • музейная, театральная педагогика, педагогика досуга как средство профессионального самоопределения;
  • педагогические технологии профориентационной деятельности в системе образования;
  • разработка авторских настольных игр профориентационной направленности;
  • работа образовательных    организаций   с    семьей    по   вопросам   профессионального самоопределения школьников;
  • разработка и реализация программ профильных / профориентационных смен в рамках каникулярного отдыха детей на базе образовательных организаций.

Формы   работы    Фестиваля:   круглый   стол;    методическая    мастерская;    педагогическая лаборатория; экспертный конвейер; парк настольных игр (Приложение 1).

Формы представления инновационного опыта: мастер-класс, виртуальная экскурсия; онлайн-выставка; стендовая презентация; практикум; доклад; антидоклад (Приложение 2).

Специальный конкурс в рамках Фестиваля – конкурс видеороликов по профориентации от психолого-педагогических классов.

Расписание фестивальных дней (время московское):
13 мая (понедельник) в 10.00 – Открытие (очно и онлайн-трансляция); 10.30-13.00 – лаборатории, мастерские (очно, в том числе с использованием дистанционных технологий). 13.00-15.00 – Парк авторских настольных игр (очно).
14 мая (вторник) с 08.00 до 16.00 – лаборатории, мастерские (очно, в том числе с использованием дистанционных технологий).
15 мая (среда) с 08.00 до 12.00 – лаборатории, мастерские (очно, в том числе с использованием дистанционных технологий); 12.00 – Круглый стол. Закрытие (очно и онлайн-трансляция)

Мероприятие проводится на русском языке.

Для участия в Фестивале необходимо пройти регистрацию по ссылке https://forms.yandex.ru/cloud/65ee8dabe010dbb5008056ba/  до 20.00 (МСК) 06.05.2024.

Все участники Фестиваля, представившие материалы, получают электронные сертификаты, которые будут отправлены на адрес электронной почты, указанный в заявке, до 29 мая 2024 г.

Контактная информация:

Координаторы Фестиваля:
Дозморова Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, +7(923)4495566, dozmorova@tspu.edu.ru,
Лыба Алла Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, директор Центра профориентации и работы с детьми и молодежью ТГПУ, +7(913)8895527, lyba.alla@tspu.edu.ru

Секретарь Фестиваля:
Головина Алена Павловна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ, +7(952)8867369, golovina@tspu.edu.ru

Более подробно с информацией по Фестивалю, можно ознакомиться по следующим ссылкам:

Информационное письмо

Положение о IV Международном Фестивале инновационных идей и практик в образовании

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER