Томский государственный педагогический университет

Жигинас Наталья Владимировна

 

Должность: профессор кафедры психологии развития личности

Преподаваемые дисциплины:

Основы персонологии,
Психология дошкольного возраста,
Психология младшего школьного возраста,
Психология развития,
Педагогическая психология,
Социальная педагогика,
Психолого-педагогическая диагностика,
Основы психологии семьи и семейного воспитания.

Ученая степень: доктор психологических наук
Ученое звание: доцент

Повышение квалификации:

Совершенствование организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования, Томский государственный педагогический университет, июнь, 2013 г.

Общий стаж работы: 26 лет
Стаж работы по специальности: 6 лет

НАУЧНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образование, научная деятельность:

  • Алма-атинский институт народного хозяйства Казахского государственного экономического университета, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности , 1992 г.
  • Томский государственный университет, психология, 1999 г.

Защита диссертаций:

  1. Гендерные особенности социализации: на примере агрессивных девиантных подростков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.05 Социальная психология. Томский государственный университет. Томск, 2002
  2. Психология кризиса идентичности студентов: персонологическая концепция, феноменология, медико-психологическое сопровождение. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность 19.00.04 Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины. СПб, 2012.

Область научных интересов: Психическое здоровье участников образовательного процесса, психология развития и психология семьи, личность и социум, психогении современного общества.

Профессиональная и общественная деятельность:

Доцент кафедры психологии развития личности ТГПУ с июля 2003 по март 2006 гг., декан факультета психологии, связей с общественностью с марта 2006 по июнь 2009 гг., старший научный сотрудник Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»  с  июня 2009 по август 2012 гг., заведующий кафедрой психологии развития личности ТГПУ с августа 2012 по 2017 гг., профессор кафедры психологии развития личности. С августа 2012 по настоящее время. С  2013 г. директор Научно-практического центра сопровождения образования ТГПУ.

Избранные научные работы

  1. Жигинас, Н. В. Критерии основных направлений и технологий профилактики психического здоровья студентов в психологической службе вуза / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2010. − № 4 (61). − С. 72—75.
  2. Жигинас, Н. В. Психоконсультационная система в условиях учебной деятельности и правила вхождения в консультационный контакт / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Вып. 5 (95). – С. 119—122.
  3. Жигинас, Н. В. Феноменология кризиса идентичности студентов, типология, психодиагностика, связь с видами дезадаптации (обобщенный кластерный анализ) / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2011. − № 2. (65).  С. 53—57.
  4. Жигинас, Н. В. Новые научно-организационные формы медико-психологического сопровождения учебного процесса в вузе / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2011. − № 3. (66).  С. 89—92.
  5. Жигинас, Н. В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 4 (82). − С. 61—65.
  6. Жигинас, Н. В. Профессионализация и стабилизация психического здоровья выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования на современном этапе / Н. В. Жигинас, Ю. В. Сидоренко // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 2 (80). – С. 128—131.
  7. Жигинас, Н. В. Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов: региональный аспект / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 2 (80). – С. 132—134.
  8. Жигинас, Н. В. Теоретические и концептуальные основы профилактики психического здоровья студентов / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 6 (84). – С. 71—74.
  9. Жигинас, Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов:принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73). – С. 45—48.
  10. Жигинас, Н. В. Теоретические и концептуальные основы охраны психического здоровья студентов и формирования экзистенциальных кризисов / М. М. Аксенов, Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73). – С. 40—44.
  11. Жигинас, Н. В. Становление профессионализации студентов педагогического вуза: психолого-педагогический аспект / Н. В. Жигинас, Н. И. Широкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73). С. 67—73.
  12. Жигинас, Н. В. Типология и психопатология экзистенциального кризиса у студентов в процессе обучения / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2008. − № 2. − С. 94—97.
  13. Жигинас, Н. В. Психическое здоровье студенческой молодежи как один из основных приоритетов ХХI столетия / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2008. − № 3. − С. 78—80.
  14. Жигинас, Н. В. Предпосылки формирования психологической службы вуза как медико-психологического аспекта персонализированного образования / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2008. − № 4. − С. 77—79.
  15. Жигинас, Н. В. Стабилизация психического здоровья и ее роль в профессионализации и формировании образовательной идентичности выпускников педагогического вуза / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2007. − № 2. – С. 18—24.
  16. Жигинас, Н. В. Становление профессиональной идентичности и психическое здоровье студентов педагогического вуза / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2007. − № 4. – С. 73—76.
  17. Жигинас, Н. В. Исследование медико-психологических условий профилактики психического здоровья студентов и работы с экзистенциальными кризисами в психологической службе вуза / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73). – С. 9—-98.
  18. Жигинас, Н. В. Этапы формирования профессиональной идентичности педагога / Н. В. Жигинас // Высшее образование в России. – 2007. – № 8. – C. 120—122.
  19. Жигинас, Н. В. Гендерные особенности социализации девиантных подростков / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2002. − № 3. − С. 75—79.
  20. Жигинас, Н. В. Условия формирования образовательной идентичности в профессионализации и стабилизации психического здоровья выпускников педагогического вуза / Н. В. Жигинас, И. А. Золокотская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2004. − № 2. − С. 57—61.
  21. Жигинас, Н. В. Гендерные особенности формирования расстройств поведения у подростков / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2004. − № 3. − С. 91—94.
  22. Жигинас, Н. В. Роль микросоциума в формировании гендерного перекоса у подростков / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2005. − № 4. − С. 52—56
  23. Жигинас, Н. В. Проблемы агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискурсов / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2005. − Вып. 1 (45). С. 77—82.
  24. Жигинас, Н. В. Особенности возрастных кризов и формирования гендерной идентичности у подростков / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2006. − № 3. − С. 101—103.
  25. Жигинас, Н. В. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и гендерной идентичности подростков. / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2006. − Вып. 2 (53). С. 47—50.
  26. Жигинас Н. В. Принципы организации и направления медико-психологического сопровождения студентов вуза Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 200-204.
  27. Жигинас Н. В. Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности у студентов вуза. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 205-208.
  28. Мёдова Н. А., Жигинас Н. В. Модульная структура взаимодействия в рамках модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 99-102.
  29. Киндяшова А. С., Жигинас Н. В. Формирование предметных компетенций будущих педагогов средствами электронного учебно-методического коммплекса. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 140-145
  30. Санников А. Ф., Жигинас Н. В. Персонализированный подход в организации учебно-образовательного процесса студентов заочного отделения педагогического вуза. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 218-221
  31. Зверева Н. А., Жигинас Н. В. Актуальные вопросы нравственного воспитания девиантных подростков в современно обществе: постановка проблемы. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 86-88
  32. Семке В.Я., Жигинас Н.В. психическое здоровье семьи: актуальные проблемы и задачи психотерапии. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2013. № 2 (77). С. 63-65.
  33. Жигинас Н. В., Санников А. Ф., Зверева Н. А.Становление и форрмирование личности в зеркале персонологической теории. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 54-58.
  34. Жигинас Н. В. Типология и учебно-образовательная составляющая студенческого кризиса. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 143-147
  35. Жигинас Н. В., Гребенникова Е. В., Зверева Н. А. Гендерная идентичность и подростковая девиантность как аспект личностного становления современной молодёжи. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 72-77
  36. Жигинас Н. В., Зверева Н. А., Гребенникова Е. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 39-44
  37. Петрова Ю. В., Жигинас Н. В. Стресс и готовность к риску сотрудников МЧС . Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 52-55
  38. Жигинас Н. В., Гребенникова Е. В., Аксенов М. М., Зверева Н. А. Микросоциально-средовые факторы девиантного поведения подростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и профилактике. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 87-91
  39. Аксенов М. М., Жигинас Н. В., Петрова Ю. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при некоторых видах профессиональной деятельности: постановка проблемы. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 117-122
  40. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Экзистенциальные кризисы развивающейся личности: постановка проблемы. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 226-230
  41. Закотнова Е. Ю., Жигинас Н. В. Когнитивная составляющая профессиональной подготовки педагогов: постановка проблемы. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 19-23
  42. Жигинас Н. В. Девиантное поведение подростков: педагогические условия как источник социальной и психической травмы Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 63-68
  43. Жигинас Н. В. Формирование агрессивного проведения девиантных подростков в проблемном социуме. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 55-61
  44. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Транскультурализм как актуальная задача современной педагогики. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 103-108
  45. Жигинас Н. В. Проблемы психического здоровья и гендерной идентичности в подростковом возрасте Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 85-89
  46. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Профессионализация выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 56-62
  47. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Диалог и оценка качества педагогического образования в профессиональном самоопределении выпускника Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 103-107
  48. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Адаптация младших школьников в ракурсе проблемы психического здоровья. Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 115-119
  49. Жигинас Н. В. Девиантное поведение подростков: педагогические условия как источник социальной и психической травмы Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 63-68
  50. Жигинас Н. В. Психическое здоровье подростков как социальная задача общества Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 100-103
  51. Сухачёва Н. И., Жигинас Н. В. Кризис развивающейся личности в современных условиях: постановка проблемы Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 25-30
  52. Жигинас Н. В. Стиль детско-родительских отношений как основное педагогичекое условие формирования социально-адаптивной личности Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 164-167
  53. Жигинас Н. В. Социальное развитие общества и психическое здоровье семьи Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 54-60
  54. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Самомониторинг образовательной идентичности как составляющей воспитательно-образовательного процесса педагогического вуза Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 46-50
  55. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Социально-педагогические условия детской агрессии Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 34-39
  56. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Саморазрушающее поведение как проблема самоопределения старших подростков Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 139-145
  57. Савельева О. В., Грицкевич Н. К., Жигинас Н. В. Профессиональная и личностная идентичность педагога дополнительного образования как показатель готовности к работе в системе инклюзии Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 248-257
  58. Жигинас Н.В., Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л Сравнительный анализ детско-родительских отношений и временной перспективы родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью разной степени и расстройствами аутистического спектра. Национальное здоровье. 2020. № 2. С. 57-62.
  59. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Агрессия как объективный фактор современного общества. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 208-214

Монографии, учебные пособия

  1. Жигинас, Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика. В. Жигинас.  Томск. Изд-во ТГПУ.2008. – 216 с.
  2. Жигинас, Н. В. Психическое здоровье студентов. Н. В. Жигинас, В. Я. Семке.  Томск. Изд-во ТГПУ, 2009. – 179 с.
  3. Жигинас, Н. В. Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. Н. В. Жигинас, В. Я. Семке.  Томск. Изд-во ТГПУ, 2009. 223 с.
  4. Жигинас, Н. В. Возрастная психология. учебное пособие для вузов . Н. В. Жигинас. – Томск. Изд-во ТГПУ, 2008. − 274 с.
  5. Жигинас, Н. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования. учебно-методическое пособие. Н. В. Жигинас. – Томск. Изд-во ТГПУ, 2008. − 191 с.
  6. Жигинас, Н. В. Глава 4 «Взаимодействие патогенных факторов в генезисе психогений» Психогении современного общества. В. Я. Семке. – Томск. Изд-во Иван Федоров, 2008. − С. 60—73.
  7. Н. В. Жигинас, В. Я. Семке.  Персонологический подход в консультировании кризисных состояний Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета,2012.223 с.
  8. Жигинас, Н. В. Глава 13 «Психология криминальной среды и преступных групп». Глава 14 «Возрастные и гендерные особенности аномального поведения» В. Я. Семке, С. И. Гусев, Г. Я. Снигирева. Пенитенциарная психология и психопатология. рук-во в 2 т. под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Я. Семке А. С. Кононца.  М.; Томск; Кемерово. 2007.  Т. 1. Главы 13, 14.  С. 344—389.. Главы 13, 14.  С. 344—389.
  9. Жигинас, Н. В. Глава 44 «Психологическая коррекция и возможности социализации личности» В. Я. Семке, С. И. Гусев, Г. Я. Снигирева. Пенитенциарная психология и психопатология. рук-во в 2 т.  под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Я. Семке А. С. Кононца.  М.; Томск; Кемерово, 2007. − Т. 2. − Глава 44. − С. 392—423.
  10. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс, методическое пособие для вузов Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск. Изд-во ТГПУ, 2010. – 206 с.
  11. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс, методическое пособие для вузов / Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск. Изд-во ТГПУ, 2010. – 206 с.
  12. Жигинас, Н. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс, учебное пособие для вузов Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск. Изд-во ТГПУ, 2010. – 265 с.
  13. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика.(Монография).Издание второе переработанное и дополненное Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета,2011.220с.
  14. Семке В.Я., Жигинас Н.В. Психическое здоровье семьи Томск. Изд-во ТГПУ. 2013. 304 с
  15. Жигинас Н.В., Санников А.Ф., Зверева Н.А. Модель службы психолого-педагогического мониторинга и поддержки: динамическая функциональная модель, концепция, психолого-педагогический тренинговый комплекс. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета. 2013.172с.
  16. Жигинас Н.В., Бохан Н.А., Зверева Н.А., Аксенов М.М. Психология подросткового возраста (Учебно-методический комплекс: учебное пособие для вузов). Гриф УМО Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2013. 178 с.
  17. Жигинас Н.В. Психотерапия. учебное пособие. Томск . Издательство Томского государственного педагогического университета, 2017.  112 с..
  18. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Возрастная психология. учебное пособие для вузов. Н. В. Жигинас. – Томск. Изд-во ТГПУ, 2018. 274 с.
  19. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Социальная психология: учебное пособие . Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2020.  112 с..


Общая информация:

Количество ссылок на публикации в РИНЦ: 432

Индекс Хирша по РИНЦ: 10

Дополнительная информация:

  • Член Ученого совета факультета
  • Член Ученого совета ВУЗа.
  • Научный редактор Вестника ТГПУ
     

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER