Томский государственный педагогический университет

Филимонова Елена Анатольевна

фото ФЕА а

Должность: старший преподаватель ТГПУ
Стаж работы: 30
Стаж работы по специальности: 6
Адрес: 634057, г. Томск, Комсомольский проспект, 75, каб. 206
E-mail: Filimonova64@list.ru 

Образование:

  • 1987 г. - Томский государственный университет, исторический факультет, специальность История, квалификация Историк. Преподаватель истории и обществоведения (Диплом МВ № 700373);
  • 2000 г. - Московский государственный открытый педагогический университет, дефектологический факультет, специальность Олигофренопедагогика, квалификация Олигофренопедагог. Учитель-логопед. Педагог-реабилитолог (Диплом ДВС № 0396722);
  • 2016 г. - Томский государственный педагогический университет, магистратура 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (специальная психология и педагогика) (Диплом 107024 1779427);
  • 2016 г. - Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) на тему «Комплексное сопровождение детей раннего возраста с психофизическими особенностями», Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (Диплом (с отличием) № 15 от 08.07.2016, ТГПУ);
  • 2016 г. - Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология образования», Томский государственный педагогический университет (Диплом о профессиональной переподготовке 702404944293, регистрационный номер 397).

Курсы повышения квалификации:

  • Актуальные вопросы реализации многоуровневого образования в вузе на основе ФГОС нового поколения (72 час.), Томск, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», удостоверение № 111 от 13.11.2012.
  • Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения (72 час.), Москва, ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», удостоверение № 4411 от 07.12. 2012.
  • Семинар-практикум «Роль фольклора в формировании личности дошкольников и младших школьников» (8 час.), Томск, ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ ДОД ЦСФ, сертификат от 30.10.2013.
  • Обучение русскому языку и культуре школьников-инофонов в контексте этнокультурного образования» по учебному модулю «Развитие у школьников грамотности и компетентностей в различных сферах деятельности и способы их оценивания» в рамках проекта обучения русскому языку детей-мигрантов в рамках образовательной программы «Инновации в образовании» (16 час.), Томск, Департамент общего образования Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования», сертификат от 23.11.2013.
  • Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель)» (72 час.), Санкт-Петербург, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет», удостоверение № 3455 от 30.04. 2015.
  • Внутренний аудит системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ISCO Международный центр стандартизации и сертификации, Московская область, г. Дубна, свидетельство № 1880 от 03.12.2015.
  • Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей и подростков, имеющих расстройство аутистического спектра (РАС). Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС (72 час.), Новосибирск, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», удостоверение № 23-2454 от 2016.
  • Патопсихология невротических расстройств (20 час.), Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», сертификат № 147 от 26.03.2016.
  • Судебно-психологическая экспертиза (10 час.), Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», сертификат № 184 от 13.05.2016.
  • Судебно-психологическая экспертиза: диагностика индивидуально-психологических особенностей (10 час.), Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», сертификат № 272 от 31.10.2016.
  • Работа с программой электронный деканат E-Decanat и системой электронного портфолио (10 час.), Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», сертификат № 271 от 27.10.2016.
  • Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза» (10 час.), Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», сертификат № 334 от 25.03.2017.
  • Судебно-психологическая экспертиза: диагностика личностной сферы» (10 час.), Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», сертификат № 360 от 31.05.2017.
  • Участие во Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Развитие педагогического образования в России», Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», 23.01.2018 – 27.01. 2018, сертификат № 256.
  • Участие в дискуссионной площадке «Модернизация системы психолого-педагогической подготовки в ТГПУ: анализ промежуточных результатов и перспективы деятельности на 2018 год», в рамках Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Развитие педагогического образования в России», Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», 23.01.2018, сертификат № 039 (4 час.)
  • Участие в научно-методическом семинаре «Инклюзивное образование в России: история и современность», в рамках Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Развитие педагогического образования в России», Томск, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», 26.01.2018, сертификат № 225 (4 час.)
  • диплом о профессиональной переподготовке № 702404944293 от 30.12.2016, по программе "Педагогика и психологии образования", 510 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;
  • удостоверение о повышении квалификации № 702405761576 от 22.02.2018, "Обучение оказанию первой помощи", 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;
  • Удостоверение повышения квалификации № 702408202099 от 23.10.2018, «Проектирование и реализация образовательной деятельности в области психолого-педагогического, специального (дефектологического) и инклюзивного образования при переходе на ФГОС ВО 3++», 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ

Повышение квалификации: Дефектология; Коммуникативный тренинг; Коррекционная педагогика; Коррекционная педагогика с основами специальной психологии; Методы сенсорной интеграции в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра; Основы специальной педагогики и психологии; Особенности развития детей с ранним детским аутизмом; Педагогическая практика в общеобразовательном учреждении с детьми с нарушениями речи; Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями; Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья; Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья; Психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития; Семейное воспитание детей с нарушениями речи; Тренинг знакомства.

Публикации:

  • Драчковская (Филимонова), Е.А. Детский аутизм. Обучение детей, страдающих ранним детским аутизмом в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида (статья) // Школьный логопед. ̶ Москва, ООО Издательство «Коррекционная педагогика». ̶ 2004. ̶ № 1 (59). ̶ С. 6 – 9;
  • Драчковская (Филимонова), Е.А. Дифференцированное обучение аутичных детей на полисенсорной основе (статья) / Драчковская, Е.А. (Филимонова) Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Особый» ребёнок в современном обществе: Семья. Школа. Вуз. – Томск, 2006. ̶ С. 13 – 16;
  • Драчковская (Филимонова), Е.А. Проблемы обучения леворуких детей. Современное образование: проблемы, опыт, решения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – ТОИПКРО, 2006, т.1. ̶ с.109 – 115;
  • Драчковская (Филимонова), Е.А. Полифункциональный тренинг в условиях курсов повышения квалификации педагогов (статья) / Драчковская, Е.А. (Филимонова) Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование: Материалы Международной научно-практической конференции / Под научн. ред. С.И. Ануфриева, Л.В. Ахметовой. – Томск : Томский ЦНТИ, 2008. ̶ с. 160 – 163;
  • Драчковская (Филимонова), Е.А. Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями развития (статья) / Драчковская (Филимонова), Е.А. Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование: Материалы Международной научно-практической конференции / Под научн. ред. С.И. Ануфриева, Л.В. Ахметовой. – Томск : Томский ЦНТИ, 2008». ̶ 351 – 355;
  • Филимонова, Е.А. Эффективное педагогическое общение как фактор конкурентоспособности современного педагога (статья) / Филимонова, Е.А. Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: Миссия региональной системы образования: Материалы XII Сибирского форума образования (27 – 29 марта 2013 г., г. Томск) / Под ред. И.А. Шпаченко, Т.Б. Черепановой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. ̶ С. 42 – 46;
  • Филимонова, Е.А. Коммуникация: преодоление психолого-педагогических барьеров речи средствами арт-терапии (статья) / Филимонова, Е.А. Региональная система образования - территория толерантности // Сборник методических материалов и разработок. - Томск : ОГБУ «Региональный центр развития образования», 2013. ̶ С. 29 – 35;
  • Филимонова, Е.А. Особенности психофизического развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Филимонова Е.А. Наука и образование: материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Т. II Педагогика и психология, Ч. 2 Психология. Реклама и связи с общественностью. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – С. 40 – 44;
  • Филимонова, Е.А. Учет психофизических особенностей развития в процессе психолого-педагогического сопровождения детей раннего развития: кризисы и новообразования / Е.А. Филимонова Актуальные проблемы теории и практики образования, часть 2, Дошкольное образование // Материалы Второй летней Всероссийской конференции, Москва, Наукоград, 2014 (10 с.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nauka-it.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1945&Itemid=251;
  • Филимонова, Е.А. Народная игра как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста (Традиционная культура и фольклорное наследие народов России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию Кем ГУКИ, Кемерово, 9 — 10 октября 2014 года / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово : КемГУКИ, 2014. − с. 73 – 80;
  • Филимонова, Е.А. Региональный конкурс «Молодой учитель». Проекты и программы развития системы общего образования Томской области: 2014 – 2015 г. Информационно-методический сборник. Вып. 11. Под общей ред. Н.П. Лыжиной. – Томск : ОГБУ РЦРО, 2014. – С. 127 – 130
  • Филимонова, Е.А. Региональный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок». Проекты и программы развития системы общего образования Томской области: 2014 – 2015 г. Информационно-методический сборник. Вып. 11. Под общей ред. Н.П. Лыжиной. – Томск : ОГБУ РЦРО, 2014. – С. 131 – 134;
  • Филимонова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста: взгляд на проблему с учетом кризисов и новообразований / Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. – С. 38 – 43;
  • Филимонова, Е.А. Сон как феномен защиты психофизического здоровья детей раннего возраста / Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С 253 – 260;
  • Филимонова, Е.А. Общеобразовательные и специально-дидактические подходы к обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Актуальные вопросы психологии. Сборник научных трудов: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2015. – С. 85 – 93;
  • Филимонова, Е.А., Прощалыгина О.Н. Педагогический подход к обучению детей с нарушениями слуха в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в России и за рубежом / Здоровье участников образовательного процесса: наука и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. – С. 118 – 120;
  • Филимонова, Е.А., Алимова Е.Р. Взаимосвязь самоорганизации деятельности с формой контроля / Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: материалы XVI Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, Национальная ассоциация ученых (НАУ), 2015 № 11 (16). − С. 24 – 26 (http:// national-science.ru/wp-content/uploads/2016/02);
  • Филимонова, Е.А. Теоретические и практические аспекты диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации / Наука и образование: материалы V Всероссийского фестиваля науки. XIX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в 5 томах.– Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. – С. 73 – 82;
  • Филимонова, Е.А. Механизмы психологических защит и социальная тревожность студентов университета / Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Булатова Т.А., Филимонова, Е.А. / Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов: материалы II Международной конференции / Часть III / под ред. О.Г. Берестневой, О.М. Гергет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – С. 305 – 307;
  • Филимонова, Е.А. Общеобразовательные и специально-дидактические подходы к обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Актуальные вопросы психологии: материалы VII заочной Международной научно-практической конференции. – Краснодар, НИЦ Априори, 2015. − С. 85 – 93;
  • Филимонова, Е.А., Драчковский, В.А. Развитие психологически безопасной образовательной и развивающей среды в дошкольной организации в процессе комплексного сопровождения детей раннего возраста / Теория и практика актуальных исследований: материалы XI Международной научно-практической конференции. –Краснодар, НИЦ Априори, 2016.− С. 37 – 42;
  • Филимонова, Е.А., Драчковский, В.А. Комплексное сопровождение детей раннего возраста в контексте психологически безопасной образовательной среды в дошкольной организации / Достижения и проблемы современной науки: материалы V международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, научный журнал «Globus», 1 часть, 2016. – С. 23 – 27;
  • Филимонова, Е.А. Теоретические аспекты формирования развивающей образовательной среды в дошкольной организации для детей раннего возраста (в рамках ФГОС ДО) / Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. – С. 6 – 14;
  • Филимонова, Е.А., Алимова, Е.Р. Эволюция научных взглядов на общий интеллект и выявление уровня развития невербального интеллекта у лиц юношеского возраста // Filimonova E.A., Alimova, E.R. The evolution of scientific views on general intelligence and the identification of level of development of non-verbal intelligence in young people / XXX International scientific review of the problems and prospects of modern science and education Boston. USA, 2017, № 1 (32). РР. 112 – 115;
  • Филимонова, Е.А., Алимова, Е.Р. Особенности саморегуляции поведения на разных возрастных этапах // Filimonova E.A., Alimova, E.R. Peculiarities of self-regulation of behavior at different age stages / XXXVII International scientific review of the problems and prospects of modern science and education Boston. USA, 2017, № 8 (39). РР. 76 – 79;
  • Филимонова, Е.А., Алимова, Е.Р. Сформированность навыков саморегуляции деятельности у студентов с разным уровнем мотивационных притязаний // Filimonova E.A., Alimova, E.R. The formation of self-regulation skills activitis at students with different motivational level / XLI International scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education» (Boston. USA, 2018. РР. 158 – 160;
  • Филимонова, Е.А., Алимова, Е.Р. Оценка социально-психологического благополучия личности подростков // Filimonova E.A., Alimova, E.R. Assesement of the adolescent,s socio-psychological well-being/ XLI International scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education» (Boston. USA, 2018. РР. 163 – 166;
  • Филимонова Е.А. Дельфинотерапия для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Казань, 13 августа 2018 г.). Ч.2 – Стерлитамак, 2018. – С. 61 – 68.
  • Филимонова Е.А., Корчемкина Е.А. Современные методы коррекции поведения у детей с аутизмом и РАС // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Казань, 13 августа 2018 г.). Ч.2 – Стерлитамак,2018. – С. 68 – 73.

Доклады:

  • Филимонова, Е.А. Ранняя психолого-педагогическая поддержка детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях введения ФГОС дошкольного образования / Здоровье участников образовательного процесса: наука и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. – С. 133 – 138;
  • Филимонова, Е.А. Аутизм: междисциплинарный подход / Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. – Томск, 2015. – С. 65 – 70;
  • Филимонова Е.А. Личностное развитие детей с РАС: психолого-педагогический аспект / XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», Томск, апрель 2017;
  • Филимонова Е.А. Психолого-медико-педагогическая реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Региональная межведомственная научно-практическая конференция, 5 апреля 2017 г., Томск, 2017, сертификат.
  • Филимонова Е.А. Междисциплинарный подход в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Региональная межведомственная научно-практическая конференция «Психолого-медико-педагогическая реабилитация детей с РАС», Томск, 2017.
  • Филимонова Е.А. Личностное развитие детей с РАС: индивидуальное сопровождение в условиях инклюзии / Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы», ТГПУ, Томск, 25-26 октября 2017 (сертификат);
  • Филимонова Е.А. Ранние симптомы-маркеры расстройств аутистического спектра (РАС) // Здоровье и развитие личности. Практическая дефектология: траектория возможностей: сборник материалов Научно-практической конференции с международным участием, 6-7 декабря 2017 г.). – Кемерово, 2018. – С.301-313.
  • Филимонова Е.А. Особенности профессиональной подготовки тьюторов к комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья / Развитие педагогического образования в России (23-27 января 2018 г.): материалы I Всероссийской научно-методической конференции с международным участием / Отв. Ред. Е. В. Гребенникова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – С. 46 – 56 (сертификат);
  • Филимонова, Е.А. Сенсорный подход к повышению педагогической компетенции родителей детей с расстройствами аутистического спектра / Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. – С. 6 – 14.

Наиболее значимые учебно-методические работы:

  • Филимонова, Е.А. Педагогическое мастерство: мудрые мысли, персоналии, термины (Методическое пособие) / Составитель : Е.А. Филимонова. – Томск : Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2009. ̶ 32 с.;
  • Филимонова, Е.А., Ежова, В.А. Актуальные вопросы обучения и социализация детей с нарушениями аутистического спектра на дошкольном этапе образования (статья) / Филимонова, Е.А., Ежова, В.А. Современное состояние и тенденции в дошкольном и коррекционном образовании / Под ред. А.В. Ящук, О.И. Киселёвой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. ̶ С. 162 – 176;
  • Филимонова, Е.А. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Филимонова Е.А. Научно-педагогическое обозрение ТГПУ (Pedagogical Review), 2016. − Вып. 3 (13). − С. 16 – 22;
  • Филимонова Е.А. Общая и специальная психология. Тесты (учебное пособие) / Гребенникова Е.В., Шелехов И. Л., Филимонова Е.А. Общая и специальная психология. Тесты (учебное пособие). Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. – 156 с.

Конкурсы:

  • лауреат городского конкурса «Учитель года-2005» (Диплом)
  • участник областного конкурса «Учитель года-2005» (Диплом)
  • лауреат областного конкурса «Методист года-2010» (Диплом)
  • участник конкурса «Лучший электронный учебный курс ТГПУ» в номинациях «Лучший электронный учебный курс ТГПУ», «Лучший элемент электронного учебного курса ТГПУ» (ТГПУ, Томск-2018, сертификат № 017, сертификат № 024)
  • победитель конкурса педагогического мастерства «Лучший преподаватель ТГПУ» (Диплом I степени, 2018 г.)
  • участник фестиваля жестовой песни «Любовь на кончиках пальцев» среди специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья (сертификат участника, Томск, ТГПУ, 2018 г.)

Дополнительная информация:

  • заместитель декана факультета психологии ТГПУ (2014-2017 гг.)
  • член экспертной группы региональных и Всероссийских конкурсов «Мой лучший урок» и «Молодой учитель»
  • старший преподаватель кафедры психологии развития личности (2014 – 2018 гг.)

Награды:

  • Медаль «За заслуги в области образования», ТГПУ (2005 г.)
  • Грамоты ректора ТГПУ, Томск (2014, 2016 гг.)
  • Нагрудный знак Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова (2007 г.)
  • Благодарности за всестороннюю поддержку творчески работающих педагогов Томской области Министерства образования и науки РФ, МГПУ (Москва, 2012, 2013, 2014 гг.)
  • Дипломы «Лучший педагог факультета глазами студентов» (ТГПУ, Томск, 2013, 2015 гг.)
  • Благодарности Департамента общего образования Томской области, ТРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание» (2012, 2013, 2014 гг.)
  • Грамота ректора за высокий уровень подготовки команды факультета психологии к конкурсу «Педагогический дебют» (ТГПУ, Томск, 2016 г.)
  • Благодарность директора института психологии и педагогики за профессиональное организационно-методическое сопровождение Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (ТГПУ, Томск, 2017 г.)
  • Благодарственное письмо за плодотворное сотрудничество, высокий уровень профессионализма в проведении профессиональной переподготовки педагогов по теме «Психология и педагогика инклюзивного образования» (ООО «Гарант Сервис Университет», Нижневартовск, ноябрь 2017 г.)
  • Благодарность за добросовестное, ответственное отношение к работе, плодотворный труд по совершенствованию образовательного процесса, подготовке высокопрофессиональных выпускников и в связи с празднованием 8 марта (ТГПУ, Томск, 2018 г.)
  • Благодарность за помощь в организации и проведении Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юные дарования» (секция «Психология в нашей жизни»), направленной на развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников (Ректор ФГБОУ ВО ТГПУ В.В. Обухов, директор МАУ ИМЦ В.В. Пустовалова, приказ МАУ ИМЦ № 72 от 03.05.2018). Томск, 2018.

    Путеводитель по сайту

    Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER