Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Исследователи Томского педуниверситета ищут способ сделать учебу удовольствием

Ученые Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) на базе международного Евро-Азиатского адаптацинно-образовательного центра (ЕврАзОЦ) с помощью программы распознавания эмоций изучают эмоциональные реакции, которые вызывает у человека когнитивная деятельность.

Программа FaceReader фиксирует эмоциональное состояние человека, считывая за каждую тысячную долю секунды кинетику лица: мимику, глазодвигательные реакции, движение бровей, рта. Фиксированные данные могут быть представлены графически в виде эмоциограммы, которая показывает, какие эмоции и в какой степени переживал человек в режиме текущего времени. Программа позволяет распознавать возраст, пол, этническую принадлежность и имеет высокий уровень достоверности данных.

«Если говорить о научном интересе, то он имеет несколько направлений. Например, в системе образования мы хотим выявить и описать, какими эмоциями сопровождается когнитивная деятельность человека: вызывает ли она радость, удивление или сопровождается отрицательными эмоциями. Следующий шаг – как организовать учебный процесс, чтобы он приносил обучающимся удовольствие», – пояснила директор Евро-Азиатского адаптационно-образовательного центра ТГПУ Людмила Ахметова.

С помощью программы FaceReader исследователи изучают эмоциональный отклик у дошколят при просмотре мультипликационных фильмов. Анализ данных показывает, что у многих ребятишек просмотр популярных мультипликационных фильмов (например, «В поисках Немо», «Мадагаскар» и др.) преимущественно сопровождается отрицательными эмоциями страха, гнева, грусти и др. Одной из причин, по мнению ученых, могут быть неправильно выбранные для ребенка фильмы.

«При просмотре некоторых мультфильмов у детей повышается уровень агрессии и грусти. Фильмы наполнены агрессивными кадрами: мелькание глаз, зубов, хвостов, поведенческие реакции, которые не приняты в нашей культуре, – рассказывает Людмила Ахметова. – Мы могли бы быть экспертами в оценке материалов мультфильмов и характеристик эмоциональных реакций детей на них».

Важное направление исследований – эмоциональное взаимодействие человека с роботом. Роботы, которые предназначены для детей, должны иметь приятное и дружелюбное «лицо» – тогда эмоциональный отклик будет положительным, а обучение – эффективным. Фиксированная беспристрастная или агрессивно-волевая «мимика» робота вызывает соответствующую эмоциональную реакцию. Продолжительное взаимодействие юного человека с таким роботом – будь то игрушка, или персонаж из компьютерной игры, способствует соответствующей эмоционально-поведенческой идентификации с известными, в последствии, социально-психологическими девиациями.

Исследователи ЕврАзОЦ используют программу FaceReader также и для психодиагностического исследования профессионально значимых способностей мигрантов. Эта работа осуществляется в соответствии с социальным проектом «Профессиональная подготовка в рамках центра адаптации мигрантов», поддержанным грантом Томской области по направлению «Развитие межнационального сотрудничества» и реализуемым Томской региональной Общественной организации «Союз армян Томской области».

Кроме того, ПО FaceReader в сочетании с программой The Observer XT, позволяет быстро фиксировать поведенческие реакции, и выявлять подозрительных людей в больших потоках на вокзалах, в метро, автостоянках и т.п. Психиатрам программа поможет уточнить диагноз, правоохранительным органам – получить дополнительную объективную информацию.

ПО FaceReader широко используется во всем мире в университетах стран Европы, Америки, в научно-исследовательских институтах и маркетинговых компаниях.

«Более двух лет FaceReader используется в научно-исследовательской работе студентов, магистрантов и молодых ученых на базе центра ЕврАзОЦ и лаборатории когнитивно-адаптивных исследований МСНОЛ КАТПО в Томском государственном педагогическом университете »,– отметила Людмила Ахметова.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER