Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Пленарное заседание

21 августа состоялось пленарное заседание августовской конференции работников образования «Управление образовательными системами как условие повышения качества образования в ТО».

В мероприятии приняли участие Губернатор Томской области Жвачкин С.А., заместитель Министра образования и науки Толстикова Е.А., председатель Законодательной Думы ТО Козловская О.В., Заместитель Губернатора Томской области по социальной политике Акатаев Ч.М. и начальник Департамента общего образования Томской области А.А. Щипков.

Ректор Томского государственного педагогического университета В.В. Обухов выступил с докладом «Развитие стратегического партнерства систем общего и педагогического образования Томской области»:

Уважаемые коллеги!

Для успешной деятельности систем общего и педагогического образования жизненно важна их интеграция, понимаемая как выработка и проведение согласованной образовательной политики в учреждениях общего образования и в педагогических вузах.

Необходимо активно использовать потенциал педагогических вузов. Особенно таких, как ТГПУ.

Подчеркну, польза здесь взаимная. Для вуза – это совершенствование и развитие учебного процесса, направленное на более полное удовлетворение потребностей работодателя. Для общего образования – это решение кадровых проблем, повышение уровня квалификации, как молодых, так и состоявшихся специалистов в соответствии с постоянно меняющимися запросами общества.

Как следствие - улучшение качества образования.

Интеграцию можно осуществить через стратегическое партнёрство систем общего и педагогического образования.

Остановлюсь на самых актуальных на сегодня направлениях партнёрства.

Примером такого партнёрства служит совместный план мероприятий, направленных на совершенствование кадрового потенциала системы образования Томской области, принятый Департаментом общего образования и ТГПУ.

Подготовлен прогноз потребностей в педагогических кадрах на период до 2021 года с учетом демографических изменений и с указанием профилей востребованных педагогов; определены направления деятельности по повышению уровня образования и квалификации работающих педагогов.

Не вдаваясь в подробности – они представлены на слайдах – отмечу, что дефицит педагогических кадров нарастает и если не предпринять действенных мер, то уже через несколько лет он обернётся полномасштабным кадровым кризисом, особенно в сельских школах. Предотвратить кризис возможно только за счет стратегического партнёрства, за счет активных совместных усилий систем общего и педагогического образования Томской области.

Нужно срочно решить проблему увеличения контрольных цифр приёма по педагогическим направлениям подготовки для ТГПУ. Это совершенно необходимое условие, но, к сожалению, недостаточное.

Во-первых, увеличение набора даст эффект лишь через 5 лет.

Во-вторых, мало решить проблему увеличения набора. Нужно решить ещё более важную и сложную проблему закрепления кадров на селе. Мощным насосом, откачивающим молодежь из села являются Вузы.

В отношении будущих сельских учителей мощность этого насоса можно существенно уменьшить, если осуществить следующие действия в отношении студентов – целевиков, направленных на обучение в ТГПУ от сельских школ:

  1. Используя дистанционные технологии и индивидуальные графики учебного процесса, обеспечить основную их подготовку на месте будущей работы;
  2. Предусмотреть возможность трудоустройства на должностях, де-факто - «помощника учителя»;
  3. Закрепить за ними наставников из числа наиболее опытных педагогов школы;
  4. Предусмотреть прохождение расширенной учебной и производственной практик по месту работы.

В итоге, по окончании вуза выпускники останутся работать в школе, направившей их на целевое обучение в вуз.

Несколько слов о новом наборе в ТГПУ и, прежде всего, о бакалавриате.

В 2015 году на программы подготовки бакалаврата очной формы обучения поступило 417 человек, из них по педагогическим направлениям – 372. Средний конкурс - 4 человека на место. Средний балл ЕГЭ – 66.

География поступивших. Обращаю внимание, что более 40% первокурсников не проживает в Томской области.

Результаты целевого набора в этом году несопоставимо лучше, чем 2-3 года назад. Однако, как следует из графика, востребованы не все вакансии. Кроме того, часть абитуриентов, несмотря на все договоры, воспринимает целевой набор только как возможность облегченного поступления в вуз.

Для того чтобы целевой набор заработал в полную силу необходимо дополнить его эффективной совместной работой по профориентации. Одним из направлений является восстановление института педагогических классов.

Естественно, в новых условиях – на новых принципах. Необходимо:

Совместными усилиями Педуниверситета и заинтересованными в педагогических кадрах школ осуществить поиск и отбор будущих талантливых педагогов.

Этих школьников следует объединить по территориальным, возрастным и иным признакам в виртуальные педклассы с использованием современных дистанционных технологий.

Для них будут предусмотрены отдельные программы в зависимости от возраста и наклонностей учеников.

На осенних и весенних каникулах предусмотрены выездные сессии, на которые приглашаются учеников педклассов. Иногородние будут бесплатно размещены в профилактории Педуниверситета.

Интерес к обучению в педклассах можно усилить возможностью включения в целевой набор ТГПУ и подготовкой к госэкзаменам через проекты «Школьная академия» и ЕГЭ-70.

Проект «Школьная Академия» создан в декабре 2013 года и в настоящее время является всероссийской образовательной дистанционной площадкой. Школьники и учителя участвуют в различных мероприятиях (на сегодняшний день их реализуется более 70 в год), создают свое электронное портфолио, готовятся к экзаменам или к контрольным работам, знакомятся с информацией по актуальным образовательным проблемам.

Проект ЕГЭ-70 стартовал в 2014 году и представляет собой образовательный интернет-ресурс, посетители которого имеют возможность принять участие в интерактивных онлайн-занятиях. Бесплатные занятия проводят студенты ТГПУ. Разбираются типовые задачи ЕГЭ по математике, физике, русскому языку, английскому языку, биологии и обществознанию.

Замечу, сайты популярны по всей России. Из 53 тысяч участников этих проектов томичей - чуть больше 10%.

Ещё одной возможностью закрепления выпускников мог бы стать институт ЗЕМЛЯЧЕСТВА, который позволил бы укрепить связи наших студентов с их малой родиной. Сформированы списки всех наших студентов по районам основного места жительства. Предлагаем районным администрациям и школам проведение совместных мероприятий по реализации этого проекта.

Наиболее реальная возможность обновления педагогических кадров в сельских школах области – это работа районов и школ в рамках землячества и со своими земляками – нашими студентами, и со школьниками в рамках педклассов. Альтернатива – миллионные подъёмные для молодых специалистов, что, по-видимому, в настоящее время неподъёмно для бюджета Томской области.

Теперь о стратегическом партнёрстве в сфере повышения качества образования. Системно решить эту проблему возможно только работая с учителями. Как следует из слайда – каждый третий педагог Томской области нуждается в повышении уровня образования. ТГПУ в состоянии это осуществить:

Во-первых, используя магистратуру и переподготовку по педагогическим направлениям для учителей без высшего педагогического образования,

во-вторых, используя педагогический бакалавриат для лиц без высшего образования.

В настоящее время нами выполняется по заданию областной и городской администрации масштабный проект по переподготовке педагогов дошкольных учреждений города Томска.

Ещё одним направлением стратегического партнёрства является разработка модели системы элитного дополнительного предметного образования школьников на примере действующего с 2011 года Центра дополнительного физико-математического образования ТГПУ.

Видимые результаты работы – это победы томичей - воспитанников Центра - на олимпиадах по физике и математике высокого уровня, чего раньше не было. Особо значимая – серебряная медаль Никиты Гладкова на 56-ой Международной математической олимпиаде.

Но особое значение имеет деятельность, которая не бросается в глаза.

Это, во-первых, – подготовка преподавателей, которые смогли бы обеспечив программы дополнительного образования, организовать систему выявления и поддержки юных талантов,

во-вторых, подготовка тренеров олимпиадных команд вплоть до высшего уровня.

Эта деятельность, будучи развернута в масштабах системы элитного дополнительного образования области, с привлечением потенциала всех томских университетов, самым благотворным образом скажется на качестве школьного образования.

Пользуясь случаем, поздравляю всех присутствующих с наступающим новым учебным годом!

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER