Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Работа со студентами

Кафедра русской литературы сотрудничает со студентами и магистрантами всех курсов, привлекая инициативных учащихся к участию в разнообразных научных, исследовательских, образовательных и творческих проектах в области литературоведения, методики преподавания литературы, приобщения детей к чтению, духовно-нравственного воспитания, просветительской деятельности.

Активной образовательной, творческой и исследовательской работой занимаются практически все магистранты и старшекурсники кафедры, многие из них подтвердили значительность результатов своей деятельности, получив дипломы, грамоты за участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, отзывы о внедрении методических разработок и др. К выступлению на конференциях преподаватели кафедры готовят не только студентов старших курсов, но и первокурсников.

Среди мероприятий, в которых неоднократно занимали победные места студенты кафедры, – олимпиады по литературе на базе вузов Москвы, Омска, «Открытый конкурс научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин» на базе РГПУ им А.И. Герцена.

Научно-исследовательская деятельность

Спецсеминары

Научно-исследовательская работа призвана развить навыки литературоведческого анализа текста, научить писать научные тексты (статьи, доклады на конференции, курсовые и выпускные квалификационные работы). Система работы позволяет приобщить студентов к исследованию фундаментальных научных проблем, входящих в круг интересов кафедры.

Студентам предоставлен широкий спектр научных направлений для выбора темы самостоятельного исследования.

В области литературоведения:

ФИО Тематика НИР

В.Е. Головчинер, д.ф.н., проф.        «Неклассическая драма ХХ – начала ХХI века», «Русская литература 1920 – 1930-х годов: направления поисков»

Е.К. Макаренко, к.ф.н., доц.  «Образ самозванца в русской литературе», «Проблемы поэтики творчества Н.В. Гоголя»; «Духовно-нравственный потенциал литературы для детей»

А.В. Петров, к.ф.н., доц.        «Формы и способы выражения авторской позиции в художественном тексте», «„Великие диалоги“: одноименные произведения в русской и зарубежной литературе», «Художественное и тематическое своеобразие современной детско-юношеской литературы»

Е.А. Полева, к.ф.н., доц.        «Литература русской эмиграции разных волн» (В. Набоков, Л. Элтанг, др.); «Проблематика и поэтика детско-юношеской литературы», «Региональная детско-юношеская литература»

О.Н. Юрченкова, к.ф.н., доц. «Авторские модели отечественной драмы ХХ века (М. Горький, В. Маяковский, М. Булгаков, Л. Лунц, Н. Эрдман, Е. Шварц, Г. Горин, Е. Гришковец, В. Сигарев, Н. Птушкина и др.); «Проблематика и поэтика отечественной лирики ХХ века (О. Мандельштам, В. Маяковский, В. Шершеневич, Н. Заболоцкий»

Е.А. Сафонова, к.ф.н., доц.    «Поэзия Серебряного века и русского зарубежья»

Ю.О. Чернявская, к.ф.н., доц. «Городской текст в русской литературе ХХ в.», «Проблемы изучения массовой литературы», «Литературное краеведение»

В области методики преподавания литературы:

 

ФИО Тематика НИР

В.Е. Головчинер, д.ф.н., проф.        «Методика проведения просветительских / внеурочных мероприятий по литературе»

Е.К. Макаренко, к.ф.н., доц.  «Изучение особенностей рецепции классической русской литературы / духовно-нравственной проблематики в литературе школьниками», «Методика приобщения детей к чтению классической литературы», «Формы работы по изучению агиографической литературы в современной школе»

А.В. Петров, к.ф.н., доц. «Творческая деятельность учащихся на уроках литературы», «Приемы текстовой деятельности на уроках литературы».

Е.А. Полева, к.ф.н., доц.        Межпредметный подход к преподаванию литературы, методическое сопровождение учебно-исследовательской работы учащихся, методика обучения текстовой деятельности, методики приобщения подростков к чтению

О.Н. Юрченкова, к.ф.н., доц. «Метапредметые и предметные подходы к преподаванию литературы», «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании литературы», «Формы и приемы организации внеурочной работы по литературе».

Е.А. Сафонова, к.ф.н., доц.    «Интерактивные технологии в преподавании литературы»

Ю.О. Чернявская, к.ф.н., доц. «Методика преподавания литературного краеведения в современной школе»

Подготовка к выступлению на конференциях и круглых столах

Традиционно студенты и магистранты кафедры участвуют в ежегодной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», организуемой на базе ТГПУ. Результаты научно-исследовательской работы студентов представлены на филологической секции «Литературоведение и литературное образование». По итогам конференции студенческие доклады, отмеченные дипломами I, II, III степени, публикуются в научном сборнике. Ежегодно наиболее инициативные студенты кафедры принимают участие в конференциях, организованных на базе других вузов г. Томска и других городов России; публикуют исследовательские материалы не только в сборниках трудов, но и научных журналах (в исключительных случаях – в журналах перечня ВАК). Участие в конференции дает возможность студентам апробировать результаты своей научной работы, приобрести навык коммуникации с аудиторией, умение реагировать на ее вопросы, что в будущем пригодится в профессиональной деятельности.

 

Привлечение студентов и магистрантов кафедры к участию в грантовых проектах

В 2011 году в реализации гранта по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по направлению «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в целях развития общероссийской мобильности в области филологии» (руководитель – А.Н. Кошечко, отв. организатор – Е.А. Полева) приняли участие студентки кафедры – Екатерина Кузьменко (382 группа), Юлия Тимчук (371 группа) и магистрант – Ксения Изместьева.

В 2015 – 2016 году в реализации гранта РГНФ и Администрации Томской области: «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе XX – XXI века для детей и юношества» (руководитель проекта: зав. каф. Е.А. Полева, участвовали студент Ю. А. Рудницкий, магистрант А.Е. Абрамова).

В 2017 – 2018 году в реализации гранта РГНФ и Администрации Томской области: «Творчество сибирских писателей второй половины XIX – начала XXI века для детей и молодёжи в контексте литературных традиций» (руководитель проекта: зав. каф. Е.А. Полева, участвовали магистранты Т.Булатова, К. Тырышкина).

 

Академическая мобильность студентов и магистрантов

Регулярно студенты кафедры выигрывают конкурсы грантов академической мобильности: в Польшу (г. Вроцлав, Вроцлавский ун-т), в Чехию (г. Оломоуц, ун. им. Палацкого).

 

Система профессиональной подготовки учителей литературы

Преподаватели кафедры читают дисциплины по теории и истории литературы, призванные сформировать знаниевую компетентность учащихся и обеспечить готовность самостоятельно разрабатывать новое содержание литературного образования.

На бакалавриате и в магистратуре читаются дисциплины по методике преподавания литературы, организации проектной, текстовой деятельности, по выразительному чтению, методике приобщения детей к чтению, обучению анализу художественных текстов, метапредметным подходам к гуманитарному образованию, методике краеведческой работы.

На отработку и закрепление профессиональных навыков направлена система практик.

В рамках работы созданного на базе «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» происходит апробация авторских методических продуктов студентов, магистрантов, разработанных в процессе написания курсовых и выпускных квалификационных работ.

Кафедра активно сотрудничает со школами, включена в систему сетевого взаимодействия, что также даёт студентам дополнительные возможности включения в профессиональную деятельность во время учёбы. Студенты выступают экспертами на школьных конференциях, конкурсах, играх, являются соорганизаторами школьных мероприятий.

 

«Дисциплины по выбору, закреплённые за кафедрой русской литературы

(профили бакалавриата «Русский язык и литература»)

На 1 курсе студентам предлагаются дисциплины, призванные сформировать представление о логике движения литературного процесса от XIX века к XXI:

в аспекте межкультурного взаимодействия: «Русско-европейские литературные связи»;

сквозь призму общекультурных и индивидуально-авторских моделей, художественных поисков: «Художественные стратегии и практики XIX — XX вв.».

Обе дисциплины помогут осмыслить специфику основных предметных дисциплин, изучаемых студентами на протяжении всего периода обучения (история русской и зарубежной литературы). Обе дисциплины имеют целью развить у студентов навыки литературоведческого анализа художественного текста, подготовить к исследовательской деятельности по литературе в рамках обязательной литературоведческой курсовой работы (на 3 курсе).

На 2 курсе осваиваются дисциплины по анализу художественного текста:

«Практика анализа художественного текста»;

«Подходы к анализу текста в литературоведении и фольклористике».

Дисциплины выполняют функцию просеминария, позволяют студентам углубить знания по литературоведению, развить навыки литературоведческого анализа художественного текста, подготовиться к исследовательской деятельности по литературе, познакомиться с подходами к анализу текста, применяемыми преподавателями кафедры в рамках разных научных направлений.

Подробнее о научных интересах преподавателей можно узнать на индивидуальных страницах сотрудников кафедры.

На 3 курсе преподаватели кафедры русской литературы ведут

«Спецсеминар по русской литературе» и

«Спецсеминар по отечественной и зарубежной литературе».

Основная задача спецсеминара – подготовить к выполнению научно-исследовательской работы по литературе. Преподаватель, ведущий спецсеминар, предлагает свою логику, подходы к организации научной деятельности. Руководителями курсовых работ являются профессора и доценты кафедры.

Темы курсовых работ формулируются индивидуально на консультациях с научным руководителем. Подробнее о научных интересах преподавателей можно узнать на индивидуальных страницах сотрудников кафедры.

На 4 курсе для тех, кто выбрал написание курсовой работы по методике преподавания литературы (с последующим написанием дипломной работы по этому профилю) предлагается дисциплина

«Актуальные проблемы преподавания литературы».

Её задачи: осветить основные проблемы формирования содержания и методики преподавания литературы в современной школе, обеспечить возможность апробации результатов своего исследования в преподавательской деятельности / на научной конференции, а также подготовить студентов к написанию курсовой работы по методике преподавания литературы.

Темы курсовых работ формулируются индивидуально на консультациях с научным руководителем. Подробнее о научных интересах преподавателей можно узнать на индивидуальных страницах сотрудников кафедры.

Завершает систему подготовки к созданию научно-исследовательской работы в рамках бакалавской программы обучения дисциплина «Методология литературоведческих исследований» (5 курс). Она обязательна для студентов, выбравших для дипломной (выпускной квалификационной) работы тему по литературе и методике её преподавания.

Кроме этого, студентам предлагаются дисциплины, призванные углубить знания о литературе, развить / сформировать навыки преподавательской деятельности, методики преподавания литературы и интегрированных курсов.

3 курс:

«Технологии текстопорождения» - дисциплина ориентирована на развитие коммуникативных компетенций студентов, на формирование навыков организации текстовой деятельности (эссе, сочинение и пр.) в урочной и внеурочной деятельности. «Выразительное чтение» предполагает освоение методик и приёмов выразительного и смыслового чтения произведений разных родов литературы (эпос, лирика, драма) и нехудожественных текстов. Дисциплина призвана развить навыки владения речью, необходимые в профессиональной деятельности учителя.

5 курс

«Литературное краеведение» предполагает изучение региональной литературы (Томска, Сибири в целом), готовит к реализации элективных курсов по литературному краеведению в школе; включает такие формы работы, как встречи с томскими писателями и поэтами. «История литературоведения» призвана углубить знания по теории литературы; будет полезна тем, кто ориентирован на научно-исследовательскую работу по литературе.

«Современная детско-юношеская литература» формирует представление о круге чтения современных подростков, поэтике современной детской и подростковой литературы, углубляет знания, полученные в рамках курса «Детская литература». Дисциплина «Основы проектной деятельности в обучении литературе» углубляет представление о методике преподавания литературы, расширяет представление о проектной деятельности в современной школе.

Курс «Отечественная литература рубежа XX — XXI вв.» логически завершает предметную подготовку учителя-словесника, необходим для формирования представлений о современной русской литературе. Альтернативный курс «Современный литературный процесс в России» ориентирован на постижение закономерностей литературного процесса рубежа веков.

«Мировая художественная культура и литература» предполагает изучение литературы в контексте разных видов искусств (музыка, живопись, театр, кино), истории и современного состояния культуры. Предполагается посещение театров, музеев, концертов, формирование навыков театрального и кинокритика. Освоение дисциплины позволит овладеть знаниями и навыками, необходимыми для реализации интегрированных уроков и курсов в школе, в том числе, в системе дополнительного образования.

 

Дисциплины, закреплённые за кафедрой русской литературы

(программы магистратуры «Филологическое образование», «Инноватика в социогуманитарном образовании»)

Методика обучения текстовой деятельности

Метапредметные подходы к изучению и преподаванию филологических/социогуманитарных дисциплин

Геймификация в социогуманитарном образовании

Универсальные мотивы и образы в мировой литературе

Современная русская литература

Обучение анализу художественных текстов разной родовой природы

Формирование культуры чтения у детей и подростков

Формы выражения авторского сознания в художественном произведении

Отечественная литература в поликультурном пространстве

Принципы анализа универсальных образов и мотивов литературы

Современная массовая литература и культура

Поэтика художественного пространства

Региональный компонент в образовании: литература и искусство

Актуальные вопросы детско-юношеского чтения

Литературный процесс рубежа ХХ- ХXI вв.

 

Примеры тем выпускных квалификационных (бакалаврских и магистерских) работ, защищённых на кафедре

Сравнительный анализ мотивной структуры пьес А. Грибоедова «Горе от ума» и Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен»: стратегии подготовки к написанию сочинения по литературе (науч. рук. – О.Н. Русанова)

Актуальные аспекты изучения романа Ф.М. Достоевского «Подросток» на уроках и во внеурочной деятельности по литературе (науч. рук. – А.Н. Кошечко)

Методические приемы литературоведческого анализа идейного уровня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (науч. рук. – А.Н. Кошечко)

Педагогические идеи Ф.М. Достоевского (на материале «Дневника писателя»)(науч. рук. – А.Н. Кошечко)

Разработка интегрированных уроков по литературному краеведению (на материале романа В. Липатова «И это все о нем») (науч. рук. – Ю.О. Чернявская)

Феномен двухадресности в современной детской литературе (на материале «Рассказов о зверях и людях» Л. Улицкой) (науч. рук. – Ю.О. Чернявская)

Игровые технологии во внеурочной деятельности по литературе («Своя игра» по пьесе Е. Шварца «Клад» в основной общей школе) (науч. рук. – О.Н. Русанова)

Организация текстовой деятельности школьников при изучении «Волшебника Изумрудного города» А.М. Волкова (науч. рук. – Е.А. Полева)

Методика анализа художественного пространства во внеурочной деятельности по литературе (на материале романа В. Набокова «Отчаяние») (науч. рук. – Е.А. Полева)

Образы святых русских князей в современной житийной литературе для детей (науч. рук. – Е.К. Макаренко)

Сибирская периодика духовно-нравственной направленности XIX–XXI вв. для детей и юношества (науч. рук. – А.Н. Кошечко)

Авторская модель травелога в произведении М. Фрая (разработка лекции в рамках просветительского проекта) (науч. рук. – О.Н. Русанова)

Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении повести В. Железникова «Чучело» в школе (науч. рук. – Е.А. Полева)

Образовательный потенциал изучения современной региональной литературы для детей в 5 классе (на материале сказок Т. Е. Мейко) (науч. рук. – Е.А. Полева)

Обозрение как принцип организации «Одиссеи» В. Масса и Н. Эрдмана: просветительский потенциал темы (науч. рук. – В.Е. Головчинер)

Просветительская, воспитательная работа

 Организация отрытых лекций, семинаров учёных из городов России и стран зарубежья

Ежегодно организуются открытые лекции и доклады учёных мирового уровня из городов России и других стран: проф. И.А. Есаулов (май 2012 года, отв. за проведение к.ф.н., доц. С.В. Бурмистрова), А.Л. Лифшиц (сентябрь 2012 года, отв. за проведение к.ф.н., доц. Ю.О. Чернявская), проф. З. Пехал (Чехия; сентябрь 2014 года, отв. за проведение д.ф.н., проф. В.Е. Головчинер, к.ф.н., доц. Е.А. Полева); доц. С.Л. Шараков (октябрь 2015, отв. А.Н. Кошечко), проф. А. Н. Ужанков (май 2015, отв. А.Н. Кошечко), проф. В. В. Лепахин (Венгрия; май 2015, отв. А.Н. Кошечко), проф. А.А. Остапенко, проф. В.И. Слободчиков (ноябрь 2018, орг. А.Н. Кошечко).

 

Творческие встречи

Регулярно на базе кафедры проводятся встречи с томскими поэтами и писателями (например, Татьяной Мейко, Еленой Клименко), студенты приглашаются на творческие встречи художников слова из других регионов России (З. Прилепин, Г. Кружков и др.).

Творческие вечера

Ежегодно проходят традиционные тематические литературные встречи, связанные с содержанием читаемых курсов по истории литературы, подготовленные студентами: «Пушкинский вечер», «Вечер поэзии Серебряного века», «Поэзия русского зарубежья», «Утренник» (чтение стихов детских поэтов) и т.д.

 Посещение театров, музеев, культурных мероприятий

Установка кафедры – сформировать у студентов целостное представление о литературе как явлении культуры. В связи с этим литературные феномены изучаются в широком историко-культурном контексте. Преподаватели кафедры широко используют массмедийные средства, контакты с музеями и театрами г. Томска для просвещения студентов, формирования у них знаний о специфике осмысления образов и сюжетов литературы в живописи, театре, кино, музыке и навыков анализа и интерпретации произведений разных видов искусства. На 5 курсе студентам предлагается освоение модуля «Мировая художественная культура и литература».

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER