Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

90-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТГПУ

Иноязычному образованию в ТГПУ – 90 лет: из истории вопроса
 

Со времен античности знанию иностранных языков в странах Западной Европы придавалось большое значение. Россия же в силу отдаленности от центров античной цивилизации не испытывала влияния их культуры. Влияние культуры стран Западной Европы стало ощутимо после принятия на Руси христианства, так как для службы в церквях стали приглашать греческое духовенство.

Введение славянской письменности в X-начале XIII вв. также способствовало повышению роли филологического образования в России. В XVII веке в основу филологического образования в России было уже заложено изучение иностранных языков. В XVIII веке Петр I, создавая школы, активно приглашал в Россию учителей-иностранцев, посылал молодых людей учиться за границу. Сподвижник Петра I Феофан Прокопович также отводил большую роль иностранным языкам в деле воспитания «нового» человека, востребованного эпохой Просвещения. Древние и западноевропейские языки преподавались в лицеях и гимназиях России до 1917 года. После революционных событий в России роль современных европейских языков в системе образования нашего государства снизилась. Иностранные языки не только не стали полноправной учебной дисциплиной, но их изучение было приостановлено согласно Декрету СНК от 4 марта 1921 года.  

В истории развития иноязычного образования в России, как отмечают исследователи этого вопроса, переломным годом стал 1927 год. В этом году коллегия Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР приняла Постановление об иностранных языках. Суть данного Постановления заключалась в том, чтобы ввести изучение иностранных языков во всех городских школах второй ступени.

В 1929 году было принято Постановление об усилении изучения иностранных языков в техникумах и высших учебных заведениях. Этот год стал началом компании «Иностранный язык в массы». Иностранные языки становятся обязательным предметом во всех образовательных организациях. Именно в этот период – период образования РСФСР, была заложена инфраструктура языкового образования в образовательной политике Российской Федерации.

В Томском индустриально-педагогическом институте, ныне Томский государственный педагогический университет, первое упоминание о начале преподавания иностранного языка относится к 1931 году. 10 декабря этого года на работу в институт была принята преподаватель немецкого языка В. В. Медлина. В 1931-1932 годах уже есть данные о преподавании немецкого языка ассистентом С. И.  Быстроницкой.

Осуществление иноязычного образования было связано с определенными трудностями: подбор квалифицированных кадров, создание материальной базы. Но в течение года эти проблемы были успешно решены, создано новое структурное подразделение института – кафедра иностранных языков.

Первые сведения об этой кафедре относятся к 1 октября 1932 года. Заведующим кафедрой стал юрист по образованию В. А. Копылов. В. А. Копылов свободно владел немецким языком, имел опыт организационной работы и преподавания немецкого языка.

В декабре 1932 года произошло укрупнение существующих в институте кафедр. Была создана кафедра языкознания, которую возглавил высококвалифицированный лингвист Г. Т. Чуич. Одной из дисциплин кафедры был немецкий язык.  В 1933 году эта кафедра стала называться кафедрой общего и русского языкознания. На ней работали преподаватели немецкого языка В. А. Копылов, П. В. Соловьева, В. В. Медлина. С 1934-1935 годов на кафедре стали работать доцент А. Н. Акулина, преподаватель французского языка Е. Н. Львова, с 1935-1936 годов – преподаватели немецкого языка З. Е. Пенкина и М. К. Иваницкая.

В 1935 году Наркомпрос РСФСР направил в Томский педагогический институт Объяснительную записку к новым учебным планам, в которой рекомендовал обратить внимание на усиление использования студентами иностранного языка во всех сферах деятельности, т. е. можно утверждать, что уже в то время пришло понимание роли иностранного языка в профессиональной сфере и произошло «зарождение»  дисциплины Иностранный язык в профессиональной сфере в сегодняшних учебных планах. Для решения этой задачи приказом директора института В. А. Жданова в 1935/36 уч. г. на II, III, IV курсах на всех факультетах в качестве основного предмета закреплялся немецкий язык, на I курсе для математиков – французский язык, для литераторов – немецкий или французский языки по выбору, для химиков, физиков, историков – немецкий язык, для студентов педагогического факультета – английский язык. Студенты могли заниматься иностранными языками по выбору и на факультативных занятиях.

В институте был создан кабинет иностранных языков, работу которого возглавил В. А. Копылов. Этот факт свидетельствует о том, что иноязычному образованию и методической работе в этом направлении в институте уделялось большое внимание.

Шли годы… Страна нуждалась в педагогических высококвалифицированных кадрах по иностранным языкам, и на базе литературного факультета был создан факультет иностранных языков, сегодня – институт иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС), преподавательский состав   которого осуществляет учебный процесс по иностранным языкам на всех факультетах и во всех институтах педагогического университета.

Иноязычное образование – это та сфера педагогической деятельности, сущность которой раскрывается на разных уровнях: историко-культурном, воспитательном, профессионально-ориентированном, языкового плюрализма, изучения языка и передачи иноязычной культуры. Этот тезис находит свое подтверждение в многогранной работе преподавательского коллектива ИИЯМС ТГПУ: занятия ведутся на трех языках, проводится большая воспитательная работа через дисциплины Иностранный язык, Иностранный язык в профессиональной сфере, создаются учебно-методические пособия, оборудуются учебные аудитории для проведения занятий.

Иноязычному образованию в ТГПУ – 90 лет. Это – не только своего рода праздничное событие, это – повод проанализировать работу в этом направлении, найти слабые стороны, вскрыть проблемы и уделить этому многоаспектному феномену, целью которого является развитие мышления, духовности, формирование высококультурной личности, достойное внимание.

  Материал подготовлен Г. И. Уткиной

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER